Шизофрения – это сложный нейропсихиатрический синдром, которому часто сопутствуют расстройства употребления психоактивных веществ (ПАВ). У лиц с шизофренией в 5 раз чаще встречается расстройство употребления различных ПАВ (например, алкоголя, каннабиса и кокаина), чем в общей популяции. Более того, несмотря на снижение уровня курения табака среди населения в целом, от 70% до 90% пациентов с шизофренией продолжают курить.

 

Такая зависимость от ПАВ у лиц с шизофренией ассоциирована со значительно повышенным уровнем заболеваемости и смертности, повышенным числом госпитализаций, а также несоблюдением режима лечения, уменьшением объёма мозга и повышенным уровнем насилия и самоубийств. К сожалению, варианты лечения расстройств употребления ПАВ у таких пациентов ограничены, а нейробиологический базис развития коморбидных шизофрении зависимостей недостаточно изучен.

 

Данной актуальной проблеме в журнале Schizophrenia Research был посвящён специальный выпуск – «Аддикции и Шизофрения», направленный на изучение коморбидности данных расстройств. Ключевым являлся вопрос: что приходит первым – шизофрения или употребление ПАВ? В начале решения вопроса «курица или яйцо» были изучены значения употребления ПАВ у лиц с шизофренией, а также частота развития шизофрении у лиц с расстройствами употребления ПАВ.

 

Brunette et al. показали, что более половины пациентов с первым психотическим эпизодом (ППЭ), имели сопутствующее расстройство употребления ПАВ, что было ассоциировано с тяжестью симптомов и большей стигмой. Libuy et al. обнаружили, что распространенность шизофрении была выше у лиц с расстройством употребления каннабиса по сравнению с теми, кто имел расстройство, связанное с употреблением кокаина.

 

Интересно отметить, что, используя обширную общедоступную базу данных из центров лечения злоупотребления ПАВ, Chiappelli et al. оценили распространенность злоупотребления опиоидами у пациентов с шизофренией и обнаружили, что у данного контингента, несмотря на повышенный уровень зависимости от алкоголя, кокаина или каннабиса, расстройство употребления опиоидами встречалось реже в сравнении с общей популяцией и другими психическими расстройствами. Machielsen et al. продемонстрировали, что клозапин превосходит рисперидон в снижении субъективной тяги у пациентов с шизофренией и сопутствующим расстройством употребления каннабиса.

 

Khokhar et al. предложили общую генетическую связь между шизофренией и злоупотреблением ПАВ, которая проявляется дисфункией мезокортиколимбического контура системы вознаграждения. Авторы предположили, что такая дисфункция может привести к более сильному злоупотреблению ПАВ в подростковом возрасте ещё до ППЭ. Это гипотезу подтвердило исследование Hartz et al., которое продемонстрировало, что общая генетическая восприимчивость может способствовать как шизофрении, так и курению сигарет.

 

Дальнейшие исследования должны быть направлены на: 1) выявление факторов риска развития расстройств употребления ПАВ у пациентов с шизофренией; 2) выявление основ негативных последствий употребления ПАВ; и 3) развитие новых методов лечения аддикций у пациентов с шизофренией.

 

Материал подготовлен в рамках проекта ProШизофрению — специализированного раздела официального сайта Российского Общества Психиатров, посвященного шизофрении, современным подходам к её диагностике и лечению.

 

Подготовили: Касьянов Е.Д.

 

Источник: Alan I. Green et al. Addiction and schizophrenia: A translational perspective. Schizophrenia Research 194 (2018) 1–3