Нарушения внимания, рабочей памяти и регуляторных (исполнительных) функций являются основными признаками когнитивных расстройств у индивидов с шизофренией. Проблема в том, что в современной научной литературе довольно свободно используют данные термины, — не всегда ясно, обозначаются ли ими отдельные расстройства или разные проявления одного нарушения более высокого порядка. Несмотря на абстрактность вопроса, он играет важную роль на практике в планировании терапии, направленной на улучшение когнитивных функций.

 

Gold J.M. et al. провели исследование, в котором изучили визуальное селективное внимание, объём рабочей памяти и регуляторные функции у 126 пациентов с шизофренией и 122 здоровых добровольцев. Участников попросили решить задачи, разработанные на основе базовой литературы по когнитивным процессам. Пациенты с шизофренией показали невысокие результаты во всех типах задач, кроме задач, направленных на селективное внимание, которые содержали подсказки. Хотя когнитивные навыки, необходимые для решения представленных заданий, взаимосвязаны, есть свидетельства того, что нарушения рабочей памяти и регуляторных функций в случаях с шизофренией следует рассматривать отдельно друг от друга, т.к. они независимо изменялись у испытуемых с данным расстройством.

 

Всего было разработано три теста по 60 вопросов. В первом — по зрительному поиску  — появлялось изображение с овалами, среди которых участник должен был выбрать указанные в задании (красный или синий, целый или с разрезом); “неправильные” овалы совпадали с “правильными” либо по цвету, либо по положению (горизонтальное/вертикальное).

 

Во втором задании (по определению объёма рабочей памяти) показывалась картинка с четырьмя цветными квадратами в течение 100 мс, которые затем исчезали на 900 мс, после чего на их месте появлялись такие же квадраты, кроме одного, который и должен отметить участник.

 

В третьем задании (на исполнительный контроль) участнику предлагалось выбрать три объекта из шести (синий/красный квадрат, кот, пёс, вилка, нож), которые затем он должен был отметить в последовательности изображений этих предметов (из семи элементов). Для уверенности в правильности понимания задачи участники предварительно упражнялись на примерах.

 

Оказалось, что пациенты с шизофренией способны проявлять нормальное селективное внимание в случае полной очевидности ответа. Это говорит о том, что пациенты способны фокусироваться на необходимой информации и отбросить “неправильные” элементы при отсутствии внешней, отвлекающей информации.

 

С двумя другими тестами пациенты справились гораздо хуже, чем здоровые участники. При этом успешность их выполнения была настолько нерегулярной, что исследователи не смогли найти связи между объёмом рабочей памяти и регуляторными функциями. Gold J.M. et al. пришли к выводу, что данные аспекты требуют отдельного подхода (психотерапии, когнитивного тренинга и др.) во время комплексного лечения пациентов с шизофренией.

 

Материал подготовлен в рамках проекта ProШизофрению — специализированного раздела официального сайта Российского Общества Психиатров, посвященного шизофрении, современным подходам к её диагностике и лечению.

 

Автор перевода: Корнеева К.К.

 

Редакция: Касьянов Е.Д.

 

Источники:

 

  1. James M. Gold, Benjamin Robinson, Carly J. Leonard, Britta Hahn, Shuo Chen,Robert P. McMahon, and Steven J. Luck. Selective Attention, Working Memory, and Executive Function as Potential Independent Sources of Cognitive Dysfunction in Schizophrenia. Schiz. Bull. doi:10.1093/schbul/sbx155
  2. Gold JM, Fuller RL, Robinson BM, McMahon RP, Braun EL, Luck SJ. Intact attentional control of working memory encoding in schizophrenia. J Abnorm Psychol. 2006;115:658–673