Первичные двигательные аномалии (ПДА), обнаруженные у пациентов с шизофренией, являются количественно и качественно отличными маркерами аномалий двигательной системы. В качестве основного патофизиологического механизма, лежащего в основе экспрессии ПДА, были предложены дисфункции лобно-теменных и подкорковых сетей. Однако в настоящее время неясно, являются ли такие механизмы распространенными при шизофрении и других психотических расстройствах.

 

Первое упоминание о двигательной дисфункции как неотъемлемой особенности шизофрении можно найти ещё во второй половине ХIХ века. В своей книге “Die Katatonie oder das Spannungsirresein” Кальбаум назвал специфический двигательный синдром у психотических пациентов кататонией. Также самые ранние научные упоминания о моторных симптомах при шизофрении отнесены к Крепелину (1899) и Блёйлеру (1911), которые классифицировали кататонию как один из подтипов dementia praecox/шизофрении. Однако после первых клинических описаний лекарственной акатизии (Sigwald et al., 1947) и поздней дискинезии (Schonecker, 1957) большинство двигательных аномалий при шизофрении были классифицированы как побочные эффекты лечения антипсихотическими препаратами. Интерес к ПДА вернулся только в 1980-х г., когда учёные стали изучать пациентов с шизофренией, не получавших антипсихотики.

 

Материал подготовлен в рамках проекта ProШизофрению — специализированного раздела официального сайта Российского Общества Психиатров, посвященного шизофрении, современным подходам к её диагностике и лечению.

 

В клинической практике ПДА поверхностно напоминают двигательные расстройства, вызванные нейролептиками (например, паркинсонизм, позднюю дискинезию, дистонию и тремор), но не связаны с антипсихотической терапией. Так, с клинической точки зрения, спонтанное двигательное поведение при шизофрении включает как снижение (психомоторную заторможенность, скудность движений, ступор, оцепенение, амбивалентность), так и повышение (беспокойство, тремор, ажитацию, двигательную импульсивность, тики, хореообразные движения) активности. Кроме того, пациенты с шизофренией также характеризуются постуральными нарушениями, такими как каталепсия, стереотипные/ манернические позы и неуклюжесть.

 

Все вышеописанные двигательные симптомы у пациентов с шизофренией были систематически описаны и классифицированы на три типа ПДА: 1 – лёгкий неврологический дефицит (дискретные нарушения в координации движений, сенсорной интеграции, балансе и последовательности сложных моторных действий); 2 – гипер-/гипокинетические аномальные непроизвольные движения (дискинезия, повторяющиеся и непроизвольные хоретические движения, акатизия, гиперкинезия, дистония и спонтанный паркинсонизм); 3 – кататонические феномены (включают более 40 аффективных, поведенческих и двигательных симптомов: ступор, мутизм, восковая гибкость, манерничанье, негативизм, стереотипии и др.).

 

В новой обзорной работе, проведённой D. Hirjak et. al., рассмотрены исследования, изучающие нейрональные субстраты ПДА при шизофрении, шизофреноформном и шизоаффективном расстройствах, а также при коротком психотическом расстройстве. Авторы работы предположили, что области мозга, лежащие в основе ПДА, могут быть связаны как с двигательными, так и с эмоциональными нейронными сетями. Учитывая, что также имеются предварительные доказательства наличия ПДА у незатронутых родственников первой степени пациентов с шизофренией, данный обзор был направлен на оценку доказательств предполагаемого «промежуточного моторного фенотипа» с точки зрения поведения, морфологии мозга и его функций.

 

 

Рис. 1 Моторные области кортико-мозжечково-таламо-кортикального контура. Разрушение структурной и функциональной связности данного контура лежат в основе ПДА (D. Hirjak et al., 2017)

 

Подавляющее большинство исследований ПДА были выполнены у пациентов, страдающих шизофренией, и всего лишь несколько исследований включали популяции лиц с шизоаффективными или шизофреноподобными расстройствами. В связи с чем, существующие знания о предполагаемых механизмах развития ПДА при психотических расстройствах пришли из поведенческих и нейровизуализационных исследований шизофрении. Данные исследования показали, что лёгкий неврологический дефицит связан с морфологическими изменениями таких подкорковых структур, как хвостатое ядро, скорлупа, бледный шар, таламус, мозжечок и ствол мозга. Также некоторые исследования указали на морфологические изменения в первичной моторной коре, постцентральной извилине, премоторной области, нижней теменной дольке, инсуле и затылочной извилине. Данные функциональной МРТ продемонстрировали аномальную активность в пре- и постцентральной извилине, премоторной области, а также средней и нижней лобной извилинах – критических регионах мозга, ассоциированных с лёгким неврологическом дефицитом.

 

Хотя имеющиеся данные о ПДА у пациентов с шизофренией свидетельствуют о том, что дальнейшие исследования данной проблемы оправданы, результаты нейровизуализационных исследований ПДА при других психотических расстройствах остаются менее убедительными. Пока неясно, какие ПДА, если таковые имеются, являются характерными или, возможно, даже специфичными для данных расстройств.

 

 

Рис. 2 Моторные области и неронные пути, которые необходимо учитывать в будущих многопараметрических МРТ-исследованиях: префронтальная кора-теменная кора (зелёный цвет), добавочная моторная кора – базальные ганглии (жёлтый цвет), субталамическое ядро – дорсолатеральная префронтальная кора (голубой цвет), мозжечково-таламический тракт (красный), первичная моторная кора-мозжеок (белый), нигростриарный тракт (синий) (D. Hirjak et al., 2017)

 

Предварительные данные свидетельствуют о связи между рецидивирующими ПДА в виде гипер-/гипокинетически синдромов и нейродегенеративными нарушениями в базальных ганглиях , что вероятно, отражает транснозологическую значимость подкорковых аномалий. Несмотря на эти доказательства, однако, нейронные механизмы, лежащие в основе ПДА, на данном этапе исследований не могут быть чётко очерчены.

 

По мнению авторов работы, ПДА и их основные контуры головного мозга являются перспективными промежуточными фенотипами психотических расстройств. Однако для ответа на фундаментальные транснозологические вопросы необходимы дальнейшие мультимодальные нейровизуализационные исследования как пациентов, так и их здоровых родственников первой линии.

 

Подготовил: Касьянов Е.Д.

 

Источник: Hirjak, D., et al., Motor dysfunction as an intermediate phenotype across schizophrenia and other psychotic disorders: Progress and perspectives, Schizophr. Res. (2017), doi.org/10.1016/j.schres.2017.10.007

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.