Новости

 

На сегодняшний день нет достоверных сведений о природе и динамике ограниченного и повторяющегося поведение при расстройствах аутистического спектра (РАС). Имеющиеся данные неоднозначны. В феврале 2022 года в журнале Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry было опубликовано исследование, посвящённое изучению зависимости такого поведения от пола, возраста, уровня интеллекта, социо-коммуникативных навыков. В нём приняло участие 17581 детей с РАС. Было обнаружено, что повторяющиеся действия больше характерны для мальчиков. Девочки чаще проявляли ограниченные интересы. Моторные стереотипии встречались чаще у детей с интеллектуальной недостаточностью. Также они имели тенденцию снижаться с возрастом. Ритуальное поведение и тенденция к постоянству окружающей среды усиливались детей с более нарушенными социо-коммуникативными навыками. 

 

Ограниченное и повторяющееся поведение является одним из ключевых признаков РАС. Несмотря на то, что такое поведение приводит к значимым трудностям в обучении, усложняет взаимодействие с другими людьми, оно менее изучено, чем нарушение социо-коммуникативного навыков. Согласно новым данным, ограниченное и повторяющееся поведение следует рассматривать как мультидименсиональный домен, состоящий из различных связанных между собой субдоменов. На сегодняшний день мы не знаем, как на эти субдомены влияют демографические и клинические характеристики того или иного пациента. 

 

В феврале 2022 года в журнале Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry было опубликовано исследование Mirko Uljarevic et al. Оно было посвящено связи доменов ограниченного и повторяющегося поведения с полом, возрастом и другими характеристиками пациентов с РАС. На основании ранних работ авторам удалось выделить три аспекта, характеризующих ограниченное и повторяющееся поведение: стереотипные движения руками, пальцами, манипуляция предметами; требование постоянства внешних условий, чувствительность к малейшим изменениям; ограниченные интересы. Также отмечались самоповреждающее и копмульсивное поведения. 

 

Некоторые исследования рассматривают повторяющиеся движения и самоповреждающее поведение как субдомены низшего порядка, а ограниченные интересы и тенденцию к постоянству – как субдомены высшего порядка. В других исследованиях обнаруживается, что повторяющиеся движения редуцируются к подростковому возрасту, тогда как тенденция к постоянству и ограниченные интересы с возрастом усиливаются. Однако, существуют исследования,  которые не обнаруживают связи симптоматики с возрастом. Неоднозначны результаты и относительно пола, социо-коммуникативных навыков. Такие противоположные результаты связаны с малой выборкой респондентов, с разным возрастом участников в разных исследованиях. 

 

Данные для нового исследования были взяты из базы  Simons Foundation Powering Autism Research for Knowledge (SPARK). Были отобраны дети до 18 лет с ограниченным и повторяющимся поведением. Использовались опросник для родителей: Repetitive Behavior Scale Revised, Social Communication Questionnaire. В исследовании приняло участие 17581 человек с РАС. Средний возраст респондентов составил 8 лет. 

 

В исследовании было обнаружено, что у мальчиков чаще проявлялось стереотипное поведение. Они чаще увлекались узким кругом интересов. Мальчики реже демонстрировали компульсивное и самоповреждающее поведения. В тенденции к постоянству окружающей среды различий по половому признаку обнаружено не было. В некоторых более ранних исследованиях тоже обнаруживалось увеличение стереотипных движений и уменьшений тенденции к постоянству как  среди мальчиков, но также и среди девочек. Обнаруживалось увеличение ограниченных интересов у мальчиков. Самоповреждающее поведение и компульсии ранее не изучались. Такие неоднородные результаты могут объясняться сопутствующей интеллектуальной недостаточностью у детей с РАС. Так, чем ниже индекс IQ, тем выше интенсивность моторных стереотипий у мальчиков. В новом исследовании при использовании комплексного показателя ограниченного и повторяющегося поведения авторам удалось внести важное дополнение в существующую литературу.

 

Повторяющиеся моторные действия уменьшались с возрастом. Другие характеристики повторяющегося и ограниченного поведения не зависели  от возраста. В более ранних исследованиях отмечался тот же паттерн: чем младше был возраст респондентов, чем более выраженными были нарушения интеллекта и речи, тем чаще они совершали стереотипные действия.

 

Авторы исследования обнаружили, что чем больше были нарушены социо-коммуникативные навыки, тем выраженнее проявлялось ограниченное и повторяющееся поведение, однако, размер эффекта оказался мал (d < 0,25). Наиболее значимо от социо-коммуникативных навыков зависели ритуальное поведение и тенденция к постоянству в окружающей среде (d < 0,24). Далее шли стереотипии (d < 0,21), компульсии (d < 0,17), ограниченные интересы (d < 0,14) и самоповреждающее поведение (d < 0,12). 

 

В других лонгитюдных и кросс-секционных исследованиях было обнаружено, что ограниченные интересы и требования постоянству внешней среды зависят от вариативности развития ребёнка. Так, тенденция к постоянству отмечается в период возникновения возрастах страхов и может рассматриваться как один из способов саморегуляции для его преодоления. В предыдущих исследованиях обнаруживалось усиление ограниченных интересов при улучшении речевых навыков. Их пик приходится на возраст 8 – 10 лет. Редукция происходит по двум возможным причинам. Во-первых, с возрастом может улучшаться функция переключаемости, совершенствуется система торможения. Во-вторых, дети постарше могут начать интересоваться более типичными по содержанию явлениями, но с нестандартной интенсивность. Однако, в шкале RBS-R это не находит отражения. 

 

Дефицит исполнительных функций и усиление тревоги авторы нового исследования рассматривают как основу развития компульсивных действий. Снижение IQ может служить косвенным показателем этого дефицита, что объясняет связь между компульсиями и когнитивным функционированием, о которой сообщалось в новом исследовании.  

 

Таким образом, новое исследование подтвердило, что ограниченное и повторяющееся поведение является одним из доменов РАС. Его субдомены имеют зависимость от возраста, пола, когнитивных и социо-коммуникативных навыков. Исследование субдоменов может помочь установить этиологию РАС. Помимо этого, реабилитационные интервенции, направленные на субдомены, могут оказаться достаточно эффективными. 

 

Автор перевода: Вирт К.О.

 

Источник: Mirko Uljarevic. Big Data Approach to Characterize Restricted and Repetitive Behaviors in Autism. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0890856721013174