Теория нарушенной салиентности при шизофрении предполагает, что дисрегуляция дофаминергической системы приводит к нарушениям приписывания субъективной важности стимулам, что, в свою очередь, провоцирует галлюцинации (т.е. непосредственное переживание искаженной салиентности внутренних репрезентаций) и бред (т.е. попытки осмыслить искаженный опыт). Кроме того, согласно многим исследованиям в русле данной теории, широкий спектр симптомов (в т.ч. галлюцинации, дезорганизованное мышление, психомоторные нарушения) объясняется искаженной функциональной коннективностью между сетью салиентности (СС) и сетью пассивного режима работы мозга (СПРРМ), или сетью покоя.

 

Анатомически СПРРМ включает в себя медиальную префронтальную кору, переднюю поясную кору, заднюю поясную кору/предклинье (задняя медиальная область) и угловую извилину (задняя латеральная область). Исследования активности СПРРМ в покое и при выполнении задач показывают, что передняя и задняя CПРРМ отвечают за различные функции. В задачах, требующих эксплицитных суждений о себе (в частности, при оценке испытуемым того, насколько ему присуща некая черта из предложенных), участвует преимущественно медиальная префронтальная кора; задние срединные области задействованы в интеграции суждений о себе и играют важную роль в автобиографической памяти. Сеть салиентности (СС) определяет салиентность воспринимаемых стимулов. Предполагается, что, помимо прочего, СС регулирует активацию СПРРМ.

 

 У пациентов с шизофренией снижена способность деактивировать СПРРМ во время требующих активности задач и повышена функциональная коннективность СПРРМ в покое. Эти нарушения связаны с позитивной симптоматикой (бредом, галлюцинациями и дезорганизацией речи), дефицитом рабочей памяти и нарушениями социального функционирования. Предыдущие исследования также предположили связь нарушения функциональной коннективности СС в покое при шизофрении с галлюцинациями и снижением внимания к ошибкам.

 

В своем исследовании Hare с соавт. (2019) исследовали одновременную и отсроченную функциональную коннективность в покое между тремя сетями (сетью салиентности, передней и задней СПРРМ). Они использовали анализ функциональной коннективности сетей без задержки и с задержкой в 2 и 4 сек.

 

Результаты исследования показали, что, во-первых, у пациентов с более серьезными нарушениями мышления и внимания снижено взаимодействие сетей СПРРМ во времени (в частности, отсроченная (4 с) активация передняя СПРРМ → задняя СПРРМ). Эти результаты, а также исследования, предполагающие, что СПРРМ задействована в когнитивных процессах (память, мышление и др.), позволяют предположить, что функциональное взаимодействие между зонами СПРРМ может быть необходимо для процесса структурирования мыслей в связные, осмысленные высказывания.

 

Во-вторых, авторы обнаружили несколько номинально значимых корреляций между отсроченной функциональной коннективностью задней СПРРМ с СС (в обе стороны) и нарушениями внимания. Предыдущие исследования показали, что повышенная активность задней поясной коры наблюдалась во время сбоев внимания, а также предсказывала, какие слова испытуемые не могли вспомнить при исследовании памяти. Таким образом, полученные результаты подтверждают важную роль задней СПРРМ в регуляции внимания.

 

В-третьих, авторы обнаружили корреляцию отсроченной (2 с) функциональной коннективности передней СПРРМ → СС с уплощением аффекта и неадекватным поведением (последнее, однако, не выдержало поправки Бонферрони на множественные сравнения). Предполагается, что передние области СПРРМ участвуют в определении салиентности эмоциональных стимулов и регуляции ответа на них (вентромедиальная префронтальная кора), а также самореференции (дорсомедиальная префронтальная кора). Возможно, данное нарушение коннективности проявляется затруднениями с определением салиентности стимулов и/или неспособностью прекратить поток рефлексивных мыслей и войти в контакт с окружением. Следует также отметить, что авторы не обнаружили корреляций функциональной коннективности СС в покое (без задержки) с галлюцинациями, что свидетельствует против ранее выдвинутой гипотезы об их связи при шизофрении.

 

Таким образом, исследование демонстрирует связь позитивной и негативной симптоматики с отсроченной функциональной коннективностью между СПРРМ и СС. Авторы предполагают, что нарушения функциональной коннективности передней СПРРМ играют важнейшую роль в патофизиологии шизофрении и этиологии позитивных и негативных симптомов.

 

Автор перевода:  Сыроквашина А. Д.

 

Источник: Salience–Default Mode Functional Network Connectivity Linked to Positive and Negative Symptoms of Schizophrenia