Новости

 

Термин “шизофрения” в нынешнем виде обозначает лишь 30% плохих исходов гораздо более обширного спектра психотических расстройств, но при этом именно через призму шизофрении рассматривается всё “психотическое”, даже аффективные состояния с мягкой формой психоза, которые принято относить к “высокому риску”. В своей статье S. Guloksuz и J. van Os обратились к проблеме необходимости пересмотра существующего представления о шизофрении и её лечении.

 

С момента своего зачатия «шизофрения» была «по сути оспариваемой концепцией». Дебаты на (европейских) конференциях по психическому здоровью неизменно заканчиваются с результатом, примерно, 50% в пользу отказа от этого термина и 50% в пользу статус-кво. Это разделение стало неявной отличительной чертой академической психиатрии: наука в поисках надежных данных, подтверждающих ее нозологический взгляд начала 20-го века на психическую изменчивость.

 

Робинс и Гузе (пионеры DSM-III) пришли к выводу: «хороший прогноз при шизофрении – это не легкая шизофрения, а другая болезнь». Современное понятие шизофрении, приведённое в руководствах по диагностике и принятое в дальнейшем на практике, затормозило развитие психиатрии, поскольку все попытки провести исследование сводятся к системе, в которую постоянно вносятся правки и которой, по сути, не существует в природе.  В то же время, из-за существующих установок, предмет исследования ограничивается населением, нуждающимся в психиатрической помощи, особенно когда такие исследования проводят на базе специализированных медицинских учреждений.

 

Фокусирование на определённых типах течениях, в частности, хронических и прогрессирующих, приводит к тому, что оставляются в стороне менее серьёзные случаи психотических расстройств с хорошим прогнозом, и это в итоге влияет на статистику заболеваемости. Например, врачи, следующие строгим критериям диагностики в руководствах, стремятся ошибочно почти сразу ставить мужчинам диагноз шизофрении. Если дать расстройству иное определение, это может серьёзно повлиять на основные демографические и эпидемиологические параметры, формирующие наше представление о шизофрении.

 

В существующих на данный момент системах классификации шизофрения и родственные расстройства определяются по разным сочетаниям минимального набора симптомов. Однако такой подход нередко приводит к ошибкам. Более трёх четвертей психотических опытов быстротечны. При этом вероятность развития полноценного расстройства, для которого потребуется профессиональное лечение, повышается в зависимости от множественного сочетания основных психотических симптомов, — например, одновременное проявление галлюцинаций и бреда говорит о том, что расстройство будет с более тяжёлым течением. Но в какой именно степени и каким образом сам психоз и смешанное психопатологическое состояние влияет на исход, пока не ясно.

 

В то же время, очевидно, что необходимо приступать к лечению расстройства на ранней стадии, в том числе малых психотических опытов, состояний депрессии/ отчаяния/ употребления психоактивных веществ с любой степенью психоза, поскольку таким образом можно улучшить функциональный исход, хотя этот подход не гарантирует предотвращение шизофрении.

 

Психоз остается загадкой. Несмотря на интенсивные исследования, многое еще предстоит выяснить с точки зрения этиологии, диагностики и лечения. Учитывая такое положение вещей, увековечивание диагностического статус-кво является по умолчанию на сегодняшний день. Кроме того, шизофрения является психиатрической традицией, а не только диагнозом, способствующим установлению личности специалистов по диагностике. Авторы статьи полагают, что появление в пятой версии “Руководства по диагностике и статистике психических расстройств” фенотипов широкого спектра, которые включают в себя аутизм и зависимость, можно считать предвестником введения нового расстройства психотического спектра, а значит, и полного обновления психиатрии.

 

Материал подготовлен в рамках проекта ProШизофрению — специализированного раздела официального сайта Российского Общества Психиатров, посвященного шизофрении, современным подходам к её диагностике и лечению.

 

Автор перевода: Корнеева К.К.

 

Редакция: Касьянов Е.Д.

 

Источники:

 

  1. S. Guloksuz and J. van Os. The slow death of the concept of schizophrenia and the painful birth of the psychosis spectrum. Psychological Medicine. doi:10.1017/S0033291717001775
  2. Kendell R, Jablensky A (2003). Distinguishing between the validity and utility of psychiatric diagnoses. American Journal of Psychiatry 160, 4–12
  3. Maric N, Myin-Germeys I, Delespaul P, de Graaf R, Vollebergh W, Van Os J (2004). Is our concept of schizophrenia influenced by Berkson’s bias? Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology 39, 600–605.