Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – одно из наиболее часто встречающихся психических и поведенческий расстройств детского возраста. По результатам исследования American Psychiatric Association, согласно критериям Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, от 3 до 7% школьников США страдают той или иной формой СДВГ. И эта цифра постепенно увеличивается. Согласно исследованию, опубликованному в Morbidity and mortality Weekly report, примерно 2,7 млн. детей в США в возрасте от 4 до 17 лет, имеющие диагноз СДВГ, получают соответствующую лекарственную терапию. В России СДВГ страдают от 7 до 16% детей.

 

В США различают три типа СДВГ: гиперактивный, или импульсивный тип, тип с преимущественным нарушением внимания, а также смешанный тип. Критерии диагностики включают в себя: невозможность удерживать внимание длительное время, неусидчивость; импульсивность; трудности в активном слушании; затруднения при выполнении инструкций, сложности в доведении начатого задания до конца; громкая речь, шумные игры.

 

В США рекомедуется проводить оценку наличия СДВГ у детей в возрасте от 4 до 18-ти лет, родители которых предъявляют жалобы на неуспеваемость в школе, нарушение поведения, невнимательность, гиперактивность или импульсивность, длящиеся на протяжении последних 6 месяцев, но начавшиеся не позднее 7 лет.

 

В качестве терапии первой линии American Academy of Pediatrics (AAP) рекомендует проведение психотерапии, семейной терапии. Рекомендуется включать в работу с ребёнком и учителей, проводить разъяснительные беседы. Если данные мероприятия не продемонстрировали должного эффекта, то к лечению подключают лекарственную терапию.

 

Родителям рекомендуется составлять список дел для детей, чтобы те ничего не забыли. Список должен содержать такие пункты, как подъём, приём пищи, выполнение домашнего задания, бытовые хлопоты, игры, подготовка ко сну.

 

Несмотря на то, что зависимость между СДВГ и просмотром телепрограмм не доказана, AAP рекомендует ограничить время, проведенное детьми у телевизора: исключить просмотр телевизора детям до 2 лет, и не более 2 часов для детей постарше. Вместе с этим необходимо поощрять деятельность, направленную на тренировку внимания: различные игры, собирание кубиков, Лего и пазлов, чтение.

 

При назначении лекарственной терапии следует взвесить уровень риска и возможную пользу применения препарата. Обоснованность назначения лекарственной терапии особенно важна при применении стимулирующих средств. К ним относятся препараты амфетамина, метилфенидата. Существуют пролонгированные формы действия данных препаратов в виде жидкостей или таблеток для рассасывания. Более «мягкими» препаратами считаются широко назначаемые лекарственные средства на основе гуанфацина и клонидина.

 

Как и в США, в России также различают три типа СДВГ: с преимущественным нарушением внимания, с преобладанием гиперактивности, смешанная форма. Помимо этой классификации существует разработанная отечественными учёными дифференциация по клинико-патогенетическому типу, в которой различают энцефалопатическую форму, в генезе которой играет роль органическое поражение ЦНС, а также дизонтогенетическую форму как возрастной прототип формирующегося личностного расстройства и смешанную форму. В зависимости от клинико-патогенетического типа СДВГ строится и лечение.

 

Препаратом первого выбора в России является препарат атомоксетин (торговое название “Страттера”). По механизму действия он является ингибитором обратного захвата норадреналина.

 

Препаратами второго выбора являются ноотропы и нейролептики. Для лечения СДВГ энцефалопатической или смешанной форм без выраженных нарушений поведения начинают с ноотропов, которые оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные когнитивные функции, улучшают обменные процессы в ЦНС, а также способствуют созреванию тормозных и регуляторных процессов в головном мозге. Стоит, однако, учитывать и то, что ноотропы имеют очень слабую доказательную базу и, несмотря на апробированные показания, должны использоваться ограниченно.

 

При нарушении поведения рекомендуется лечение нейролептическими препаратами, имеющими «мягкое» седативное действие: тиоридазин, хлорпротиксен, перициазин. При наличии когнитивного дефицита необходимо добавить в схему лечения ноотропные средства.

 

Препаратами третьего выбора являются трициклические антидепрессанты (амитриптилин, кломипрамин, имипрамин) в связи с их возможностью блокировать обратный захват норадреналина.

 

Помимо психотропных препаратов в терапии СДВГ применяют, как и в США, агонисты центральных альфа2-адренорецепторов: клонидин, гуанфацин; а также осуществляется контроль негативных факторов питания и окружающей среды, препятствующий проникновению в организм детей свинца, пестицидов. В питание включаются витамины, витаминоподбные вещества (омега-3 ПНЖК, фолаты), а также макро- и микроэлементы (магний, цинк, железо).

 

В России, как и в США, коррекция СДВГ осуществляется посредством комплексного подхода, включающего в себя помимо медикаментозной терапии, методы изменения поведения, нейропсихологическую и педагогическую коррекцию, элементы психотерапии, психосоциальной терапии и реабилитации. При этом в процесс лечения вовлекаются родители, учителя, воспитатели.

 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что несмотря на то, что в нашей стране психостимуляторы не зарегистрированы к применению у детей, в целом, концепция реабилитации схожа с таковой в США: рекомендуется многопрофильный подход к лечению с привлечением не только психиатров, но и психотерапевтов, нейропсихологов, родителей и учителей.

 

Подготовила: Вирт К.О.

 

Источники: 

 

Childhood ADHD Types & Treatments – Psychiatry Advisor. com

 

Клинические рекомендации по диагностике и лечению гиперкинетических расстройств. Проект клинических рекомендаций под. редакцией Е.В. Макушкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.