С тех пор, как в 1980 году термин «булимия» был включен в третье издание DSM (Руководства по диагностике и статистике психических расстройств), его определения несколько раз менялись. Сначала болезнь определялась как эпизоды значительного переедания. О нарушенном компенсаторном поведении не было ни слова. Вместо этого, приводился список сопутствующих факторов, которые сопровождают периоды переедания, и лишь малая их часть была необходима для постановки диагноза. Людям могли одновременно поставить два диагноза: булимия и нервная анорексия. Таким образом, булимию ставили тем, у кого сейчас бы диагностировали приступообразное переедание или подтип нервной анорексии (НА), сопровождающийся периодами переедания и «освобождения» от пищи. В третьем издании с литерой R, а также в четвертом, нервной булимии (НБ) определялась как и сегодня. Диагностические критерии НБ в четвертом и пятом издании «Руководства по диагностике и статистике психических расстройств» отличаются незначительно. В одиннадцатое издание МКБ (Международной классификации заболеваний) предлагается внести более существенные изменения. Ниже мы приводим отрывок из рабочей версии с сайта:

 

«Нервная булимия характеризуется частыми периодами психогенного переедания (раз в неделю или более в течение минимум месяца). Период психогенного переедания – это определенный промежуток времени, в который человек субъективно теряет контроль над приемом пищи, потребляя ее больше или иначе, чем обычно. Он неспособен прекратить прием пищи, а также не может ограничить ее количество или изменить ее тип. При этом психогенное переедание сопровождается эпизодами нарушенного компенсаторного поведения, направленного на предотвращение набора веса (например, вызывание рвоты, злоупотребление слабительными и промывательными средствами, а также чрезмерные физические нагрузки). Этот человек очень озабочен своей фигурой или массой тела, что серьезно влияет на его самооценку. Он не отличается крайне недостаточным весом и поэтому не отвечает диагностическим требованиям, предъявляемым к нервной анорексии».

 

Это рабочее определение отличается от определения в пятом издании «Руководства по диагностике и статистике психических расстройств» в двух моментах. Продолжительность болезни месяц, а не три, и периоды переедания не обязательно предполагают большое количество пищи. Человек может есть просто «иначе, чем обычно» и быть неспособным изменить «тип» потребляемой пищи. Таким образом, пациенты, у которых, согласно Руководству, диагностируются другие пищевые расстройства, по новому определению подпадают под НБ.

 

Подписывайтесь на нас на Patreon, и мы будем выпускать ещё больше интересных материалов

 

Возможно, что продолжительность болезни не так уж и важна для диагностирования НБ, ведь неясно, является ли минимальный срок в один месяц клинически значимым. Продолжительность обычно является одним из самых надежных признаков устойчивости синдрома. Таким образом, снижение порога может улучшить реакцию на лечение и статистические показатели спонтанной ремиссии. Все-таки есть смысл проводить различия между пациентом, который изредка проявляет нарушения пищевого поведения, и тем, у кого отмечается устойчивое пищевое расстройство. Однако неизвестно, лежит ли эта граница между 3-4 эпизодами в месяц и 11-12 эпизодами в три месяца.

 

Отсутствие такого критерия, как потребление большого количества пищи, представляет собой отход не только от определения НБ в пятом издании «Руководства по диагностике и статистике психических расстройств», но и от первых классических определений в медицинской литературе. Все, что известно ученым о НБ, всегда предопределялось фактом приема пищи в большом количестве. Близкие по сути исследования пациентов, которые стремятся исторгнуть любое, даже небольшое количество пищи, может пролить свет на последствия такого изменения дефиниции. Речь идет о ПРСМП (патологическое увлечение вызыванием рвоты, слабительными, мочегонными и промывательными средствами).

 

Источник: Kelly D. Brownell, B. Timothy Walsh. Eating Disorders and Obesity, Third Edition: A Comprehensive Handbook. The Guilford Press; Third edition (March 3, 2017)