В отличие от «относительных» исследований по структурной визуализации мозга депрессивных больных, существует хороший консенсус касательно изменений в функциональной активности в лобных областях. Этот консенсус отражает устоявшиеся модель организации обработки информации в мозге. Данная модель предусматривает два различных, но взаимодействующих друг с другом пути: вентральный «аффективный» путь, который включает в себя миндалевидное тело, передний гиппокамп, вентральный стриатум, островковую кору, вентральную часть передней поясной коры, а также вентральную и орбитальную часть префронтальной коры; и дорсальный «когнитивный» путь, который включает в себя задний гиппокамп, дорсальную часть передней поясной коры и дорсолатеральную часть префронтальной коры [1].

Вентральный путь имеет важное значение для идентификации эмоциональной значимости стимула, возникновения эмоциональных реакций и вегетативной регуляции в стрессовой ситуации. В то время как дорсальный путь необходим для исполнительных функций, включающих избирательное внимание, планирование и усилия по регуляции эмоциональных реакций [2].

 

Также имеются данные, что в человеческом мозге существует латерализация эмоциональной обработки информации со значительным участием левого полушария в подготовительным поведении (appetitive behaviours – это поведение, связанное с поиском раздражителей, свидетельствующих о возможности удовлетворения личной потребности – прим. админ. ПиН) и правого полушария в избегающем поведении (avoidance behaviours). Может быть, эти различия связаны с традиционными характеристиками левого и правого полушарий, где левое полушарие участвует в формировании последовательной стратегии (т.е. подготовительного поведения), в то время как избегающие формы поведения появляются в условиях опасности или угрозы и требуют немедленного ответа, за что в большей степени ответственно правое полушарие [3].

 

Таким образом, депрессия может быть связана со снижением функционирования в дорсальном «когнитивном» пути, особенно в левом полушарии, и увеличением функционирования в вентральном “аффективном” пути в правом полушарии. У пациентов с депрессией достоверно обнаружено снижение кровотока в дорсальной передней поясной коре и дорсолатеральной префронтальной коре в левом полушарии, а также увеличение кровотока в миндалине и вентромедиальной префронтальной коре в правом полушарии. Также стоит отметить, что снижение активности в дорсальном пути (слева) связано с психомоторной заторможенностью, апатией и снижением внимания, в то время как увеличение активности в вентральном пути (справа) связано с тревогой, напряжённостью, чувством вины и возникновением депрессивных мыслей [1].

 

Подготовил: Касьянов Е.Д.

Источники:

1) Paul Willner, Jоrgen Scheel-Krüger, Catherine Belzung. The neurobiology of depression and antidepressant action. Neuroscience & Biobehavioral Reviews Volume 37, Issue 10, Part 1, December 2013, Pages 2331–2371 (статью прилагаем).

2) Hamani, C., Mayberg, H., Stone, S., Laxton, A., Haber, S., Lozano, A.M., 2011. The sub-callosal cingulate gyrus in the context of major depression. Biological Psychiatry 69, 301–308

3) Willner, P., 1985. Depression: A Psychobiological Synthesis. Wiley, Chichester

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.