Сейчас в США среди детей и молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет самоубийство является вторым в списке самых распространенных причин смерти, опережая сердечно-сосудистые заболевания, рак и инсульт. На самом деле, уровень смертности из-за самоубийств выше чем суммарное число смертей в результате этих и ряда других причин, в том числе СПИДа, врожденных дефектов и гриппа [1]. Значительное количество недавних исследований освещает широкий список факторов, связанных с повышенным риском суицида, а также те факторы, которые могли бы предотвратить самоубийство среди подростков. Много исследований также было сосредоточено на эффективности различных профилактических программ.

 

Попытка самоубийства является, пожалуй, самым сильным фактором риска в подростковом возрасте – это одна из причин, почему столько усилий прилагается для предотвращения первой попытки. Также риск самоубийства выше среди мужчин. Согласно статистике American Foundation for Suicide Prevention у женщин попытка самоубийства выше в 3 раза, в то время, как у мужчин в 3,5 раза больше шансов завершить самоубийство [2]. Причина в этой разнице – выбор способа умереть: мужчины предпочитают огнестрельное оружие, а женщины выбирают таблетки.

Больше 90% людей, которые совершили самоубийство, имели психические расстройства: депрессию или наркотическую зависимость [3]. Дополнительные факторы риска включают воздействие травмы, социальную изоляцию, низкую самооценку, депривацию сна, импульсивность, доступ к летальным средствам, родительский психопатологии и подверженность воздействию суицидального поведения других. Однако часто самоубийству предшествуют недавние стрессовые события, такие как потеря, отказ или унижение.

 

Одним из главных факторов, который привлек внимание общественности к подростковому суициду, это запугивания или преследование. В эпидемиологическом исследовании показано, что подростки, которые часто становились жертвами сверстников, имели более высокий риск развития суицидальных попыток, и этот повышенный риск был одинаковым среди мальчиков и девочек [4]. Хотя такие результаты не доказывают причинно-следственную связь, издевательства вызывают серьезную обеспокоенность из-за распространенности: по оценкам их испытали 15-20% подростков.

 

Как и факторы риска, основные факторы предупреждения самоубийства связаны с межличностными отношениями: чувство близости с кем-то, частое взаимодействие с другими людьми, с членами семьи и с друзьями, готовность говорить с другими, в том числе и со специалистами по психическому здоровью (психиатрами), ощущение их поддержки, умения справляться с проблемами и решать конфликты. Возможность получить профессиональную помощь является ключевым фактором в разграничении завершенного суицида и его попыток.

 

С точки зрения усилий по профилактике самоубийств среди молодежи , несколько программ дали надежду, снижая частоту завершенных самоубийств, а также их попыток [6,7]. Ключевые элементы эффективности подобных программ включают повышение информированности относительно депрессии и других факторах, повышающих риск самоубийства, обучения тому, как распознать и как правильно реагировать на предупреждающие признаки суицидальных намерений, снижение стигматизации, а также поощрения поиска помощи себе и другим людям, находящимся в зоне риска.

 

Примером программы, соответствующей критериям, может быть Surviving the Teens, которая длится пять дней и проводится, как правило, на уроках здоровья у школьников 8-12 классов. Она включает в себя реальные истории подростков, которые успешно справились с депрессией. Подобные программы, направленные на обнаружение факторов риска и на своевременное (прежде чем возникнут изменения в поведении, которые можно будет охарактеризовать как “суицидальные”) вмешательство, имеют невероятный потенциал, который способствует уменьшению уровня самоубийств среди подростков.

 

Будущие исследования в сфере суицида среди молодых людей должны включать дальнейший разбор усилий в предотвращении самоубийств на базе школ, факторов, объясняющих существования явления суицида, причин более высокого риска среди подростков, которые поддаются издевательствам и др. Также нужно изучить влияние издевательств онлайн на риск самоубийства, т.к. они могут длиться 24\7, стать вирусными. К тому же, часто они анонимны, что оставляет жертве меньше возможностей избежать их.

 

Для психиатров: несмотря на то, что определение риска и защитных факторов играет важную роль в оценке риска самоубийства, Интерперсональная модель суицида Томаса Джойнера информирует врачей о важности знаний об уровнях принадлежности к какой-либо группе, обременительности чем-либо и о способности пациента навредить себе. Во время проведения регулярной оценки психического здоровья, они должны задавать вопросы об издевательствах и их природе, частоте и времени начала, поскольку подростки могут быть более откровенны с врачами, нежели с родителями.

 

Если требуется вмешательство, оно должно включать в себя объединенные действия школы, родителей и врачей. Все подростки, которые часто и серьезно думают о самоубийстве должны наблюдаться у соответствующего специалиста, психолога или психиатра.

 

Источник: Psychiatry Advisor 
Автор: Tori Rodriguez
Перевод: Ольга Рыбак

 

Источники: 

1. The Jason Foundation. Facts & stats. Retrieved 9/2/16 from http://jasonfoundation.com/youth-suicide/facts-stats
2. American Foundation for Suicide Prevention. Suicide statistics. Retrieved 9/2/16 from https://afsp.org/about-suicide/suicide-statistics
3. American Psychological Association. Teen suicide is preventable. Retrieved 9/2/16 from http://www.apa.org/research/action/suicide.aspx
4. Geoffroy MC, Boivin M, Arseneault L, et al. Associations between peer victimization and suicidal ideation and suicide attempt during adolescence: results from a prospective population-based birth cohort.J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2016; 55(2):99-105.
5. Feigelman W, Joiner T, Rosen Z, Silva C. Investigating Correlates of Suicide Among Male Youth: Questioning the Close Affinity Between Suicide Attempts and Deaths. Suicide Life Threat Behav. 2016; 46(2):191-205.
6. Katz C, Bolton SL, Katz LY, et al. A systematic review of school-based suicide prevention programs. Depress Anxiety. 2013; 30(10):1030-45.
7. Walrath C, Garraza LG, Reid H, Goldston DB, McKeon R. Impact of the Garrett Lee Smith youth suicide prevention program on suicide mortality. Am J Public Health. 2015; 105(5):986-93.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.