Большое депрессивное расстройство имеет сложное течение, характеризующееся прерывистыми острыми эпизодами различной протяженности, тяжести и частотности. Особенно пристальное внимание уделяется возникновению депрессивных эпизодов в подростковом возрасте. Именно в этом периоде значительно возрастает риск развития заболевания, и начинается появление функциональных нарушений, способствующих дальнейшей хронификации болезни.

 

Однако более ранние исследования дают ограниченную информацию о частоте депрессии и о первом появлении крупного депрессивного эпизода в подростковом периоде.  Исходя из возрастных пропорций заболеваемости в возрасте от 12 до 17 лет, депрессии подвержены 13,6% мужчин и 36,1% женщин. Разница значима в возрасте 12 лет (5,2% женщин против 2,0% мужчин) и она значительно больше в возрасте от 13 до 17 лет.  Частота депрессии в подростковом возрасте выше, чем предполагалось в предыдущих исследованиях, основанных на ретроспективном анализе. 

 

В отличие от более ранних, современные данные свидетельствуют о том, что половые различия возникают уже в детском возрасте и увеличивается в размерах в подростковом. Суицидальные попытки, проблемы с поведением и плохое функционирование в образовательной сфере – все эти важные проявления подростковой депрессии свидетельствуют против тактики “выжидательного наблюдения” при появлении первого депрессивного эпизода.

 

Для изучения распространенности БДР используются два методологических подхода. Лонгитюдные исследования депрессии в детском и подростковом возрасте показывают, что в более позднем периоде частота встречаемости депрессии среди женщин выше; однако эти исследования имеют ограниченные возможности для выявления изменений в половых различиях. Частота депрессии среди женщин начинает превышать частоту среди мужчин в возрасте от 13 до 15 лет. Но данные этих исследований не выявляют половой разницы в более раннем возрасте.

 

Напротив, исследования с большим размером выборки позволяют исследователям реконструировать кривые заболеваемости с использованием ретроспективных отчетов о возрасте начала заболевания. Подобные ретроспективные исследования показывают, что половые различия в депрессии возникают еще до подросткового возраста. Основным ограничением этого метода является то, что частота появления депрессии недооценивается, т.к. многие случаи остаются незарегистрированными, поскольку забыты с течением времени.

 

В данном исследовании использовалась большая репрезентативная выборка подростков (в возрасте 12-17 лет), наблюдение за которой происходило в течение нескольких лет, что позволило устранить ряд ограничений, перечисленные выше. Были изучены половые различия в частоте возникновения первого эпизода депрессии, которые основывались на сообщениях пациентов; необходимое условие – появление первого депрессивного эпизода в течение последнего года. Такой подход смягчает недостатки ретроспективного исследования, в то же время, большой размер выборки обеспечивает достаточную мощность для выявления половых различий в каждом году жизни.

 

Основываясь главным образом на лонгитюдных исследованиях, которые показали, что половая разница в распространенности депрессии впервые появляется в возрасте от 12 до 15 лет, исследователи предположили, что факторы риска, впервые появляющиеся в подростковом возрасте, должны учитывать высокую распространенность расстройства среди женщин по сравнению с мужчинами. Данные свидетельствуют о том, что половая разница в частоте депрессии уже довольно велика среди 12-летних респондентов, которые сообщали о первых эпизодах в возрасте всего 11 лет. Вывод о том, что половые различия при депрессии начинаются до подросткового возраста, и, таким образом, могут зависеть от факторов, происходящих в детстве, согласуется с предыдущими исследованиями, основанными на ретроспективных отчетах. 

 

Выявлен тот факт, что показатели нарушений (проблемы с поведением и плохого академическая успеваемость), которые являются общими коррелятами депрессии среди подростков, более распространены среди тех, кто имеет рекуррентную депрессию, чем среди тех, кто впервые столкнулся с депрессивным эпизодом. Результаты подтверждают эту гипотезу, но только для женщин. Среди респондентов с депрессией значительно более серьезные нарушения, зафиксированы среди женщин с постоянной депрессией по сравнению с прочими пациентами. Эта картина, возможно, наиболее поразительна в отношении попыток самоубийства: среди мужчин нет разницы между группами (16,3% против 15,1%), в то время как среди женщин с постоянной депрессией почти в два раза чаще совершались попытки самоубийства по сравнению с пациентами с первым эпизодом (28,7% против 15,8%). Выводы в отношении проблем поведения аналогичны: распространенность проблем поведения выше среди женщин с рекуррентной депрессией, но не среди мужчин. 

 

Высокая распространенность и своеобразность течения депрессии сильно затрудняет ее изучение. Однако похожие исследования имеют важное значение для повышения уровня лечения заболевания, а схема сбора анамнеза, используемая здесь, помогает расширить общее понимание основной эпидемиологии расстройства, способствуя формированию новых стратегии исследования.

 

Автор перевода: Ющук И. В.

 

Источник: J. Breslau et al. Sex differences in recent first-onset depression in an epidemiological sample of adolescents. Translational Psychiatry 7, page 1139 (2017).