Новости

Известно, что между шизофренией и употреблением марихуаны существует связь, но до сих пор не ясно, где причина, а где — следствие. В новом исследовании Joëlle A. et al обнаружили, что генетически предрасположенные к шизофрении индивиды с большей вероятностью начинают курить травку, то есть, скорее всего, они подвержены этому риску из-за самого заболевания.

Исследование проводилось в рамках проекта International Cannabis Consortium, цель которого — выявить комбинации генетического кода, побуждающие начать употребление каннабиса. Учёные, в том числе члены частной биотехнической компании 23andMe, использовали данные базы ДНК — как имевшиеся, так и новые, собранные у добровольцев — и проанализировали более 180 000 пациентов.

Авторы исследования обнаружили восемь однонуклеотидных полиморфизмов (ОНП), связанных с употреблением наркотика. Ряд тестов позволили выделить 35 генов — в частности, CADM2 — на шестнадцати разных участках генома, которые, по всей видимости, отвечают за привычки, черты характера и психические расстройства. Во время анализа применяли метод генетической рандомизации по Менделю, который позволяет определить, вызывает ли ген, отвечающий за один фактор (развитие шизофрении в данной публикации), включение какого-либо иного (желание употребить марихуану). Ранее уже находили связь между разными комбинациями CADM2 и желанием вести более рискованный образ жизни, употреблять большее количество алкоголя, а также более развитыми определёнными характерологическими чертами, например, экстраверсией. Кроме того, были обнаружены значительные области пересечения с шизофренией.

Сама идея не нова, по словам Жаклин Винк, исследователя Университета Радбурга (Нидерланды), — но упор научный работы был именно на вероятности такой связи. Проведённая научная работа является довольно важной, поскольку до сих пор причинно-следственная связь между психическим заболеванием и расстройством влечения не была обозначена. В одном предыдущем исследовании, наоборот, обнаружили, что использование каннабиноидов, особенно в раннем возрасте, повышает риск развития шизофрении. Последние учёные не опровергают теорию, а лишь в очередной раз показывают, что данная связь далеко не однозначна. В дальнейшем учёные собираются выявить гены, отвечающие за более тяжёлое и частое употребление каннабиса.

Автор перевода: Корнеева К.К.

Редакция: Касьянов Е.Д.