К преднамеренным самоповреждениям относят действия, направленные на нанесение себе ранений, или отравление, вне зависимости от мотивов. Такие действия иногда называют суицидальными попытками или парасуицидом. Самоповреждения, действительно, являются значительным фактором риска суицида. Риск суицида после самоповреждений в 30-130 раз выше, чем в популяции в целом.

 

Данный обзор посвящен проблеме повторяющихся актов самоповреждения – как часто они повторяются в течение короткого периода времени и что влияет на частоту повторений.

 

Для обзора отбирались статьи на английском языке, опубликованные в период с января 1999 г. по декабрь 2018 г. Отбирались исследования, описывающие пациентов, которые несколько раз совершали акты самоповреждения или умирали в результате повторной попытки суицида.

 

Исключались рандомизированные контролируемые исследования, исследования с животными, исследования. основанные на выборке, не превышающей 100 человек. При разделении участников по возрастным группам были установлены условные границы между подростково-молодежной группой и взрослыми – 25 лет, между взрослыми и пожилыми – 55-65 лет.

 

В итоге были отобраны 76 лонгитюдных исследования: 53 из Европы, 12 из Азии, 5 из Океании, 6 из Сев. и Юж. Америки. В 43 исследованиях речь шла о самоповреждении или попытках суицида, 15 – о повторных актах самоповреждения, приведших к смерти, т. е. о суициде, 15 – о повторных самоповреждениях с летальным и нелетальным исходом.

 

Вероятность повторного акта самоповреждения без летального исхода в течение 6 месяцев после первого самоповреждения – 15 %, в течение 1 года – 17 %, в течение 2 лет – 20,8 %, в течение 3 лет – 24,2 %. Вероятность повторного самоповреждения с летальным исходом растет со временем – с 0,77 % в первые 6 месяцев до 2,5 % в течение 3 лет.

 

Частота повторных нелетальных актов самоповреждения у мужчин несколько выше чем у женщин (RR: 1,01, 95%CI: 0,97-1,06, Z = 0,49, P = 0,624), частота повторных летальных самоповреждений у мужчин значительно выше (RR: 2,10, 95%CI: 1,68-2,63, Z = 6,44, P<0,001).

 

Вероятность повторного самоповреждения с летальным исходом в течение 1 года увеличивается с возрастом: 0,48 % в подростково-молодежной группе, 0,76 % в группе взрослых, 2,11 % в группе пожилых.

 

Выше всего вероятность повторных нелетальных самоповреждений в течение 1 года оценивалась в европейских исследованиях. Азиатские исследования, напротив, дают самые высокие показатели летальных повторений.

 

Объяснимо то, что исследования. посвященные попыткам суицида, показывали более высокую частоту летальных повторных попыток, чем исследования, в которых изучались не суициды, а самоповреждения без намерения убить себя.

 

Таким образом, мужской пол и пожилой возраст повышают вероятность того, что повторная попытка суицида будет летальной. Однако остается неясным, является ли это следствием того, что у пожилых мужчин с большей вероятностью появляется намерение совершить самоубийство, или дело в том, что другие факторы риска – например, злоупотребление алкоголем или психоактивными веществами – приводят к тому, что акт самоповреждения становится смертельным.

 

Географическую разницу в статистике повторных актов самоповреждения с летальным исходом (в Азии чаще, чем в Европе) можно объяснить тем, что в развивающихся странах самый распространенный способ совершения самоубийства – это отравление пестицидами, высокая токсичность которых повышает вероятность смерти. Другая вероятная причина – характерная для некоторых азиатских культур стигматизация людей с психическими заболеваниями, в особенности совершающих акты самоповреждения или попытки суицида. Отсюда более радикальный и решительный подход к повторным попыткам суицида. Еще одна возможная причина – неразвитость системы ведения статистики в большинстве азиатских стран, из-за чего случаи нелетального самоповреждения остаются неизвестными для науки.

Автор перевода: Филиппов Д.С.

 

Источник: Liu, Baopeng & Lunde, Ketil & Jia, Cunxian & Qin, Ping. (2020). The short-term rate of non-fatal and fatal repetition of deliberate self-harm: A systematic review and meta-analysis of longitudinal studies. Journal of Affective Disorders. 273.