Новости

 

В декабрьском номере журнала Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry опубликовали исследование Ramya Srinivasan et al., посвящённое переходу раздражительности у детей в депрессивный эпизод или самоповреждающее поведение в подростковом возрасте. Исследовав данные 18552 человек, учёные обнаружили, что важно не столько наличие раздражительности, сколько степень её снижения с возрастом. Так, у респондентов, у которых раздражительность не уменьшалась к 5 и 7 годам,  в 14 лет депрессия и самоповреждающее поведение выявлялась чаще. 

 

Депрессия зачастую начинается в подростковом возрасте и часто сопровождается несуицидальными или суицидальными самоповреждениями (НССП и ССП соответственно). При этом механизм такой взаимосвязи остаётся да конца не выясненным. Под раздражительностью у детей понимается склонность к внешнему проявлению агрессии в ответ на фрустрирующие ситуации. Раздражительность может встречаться как часть нормального развития ребёнка, а также может быть симптомом психического расстройства. Формирование устойчивости и научение преодоления фрустрации способствует снижению риска развития психических расстройств. 

 

С возрастом, когда учебная и социальная нагрузка возрастает, раздражительность может привести к избеганию ситуаций, воспринимаемых как сложных. Также раздражительность повышает ощущение угрозы со стороны окружающих, что способствует нарушению межличностного функционирования. При помощи самоповреждающего поведения подростки пытаются справиться с раздражением. Однако, работ, изучающих связь между НССП и раздражительностью, нет. Связь с депрессией также неоднозначна. Авторы нового исследования предполагают, что необходимо рассматривать раздражительность в динамике. Они полагают, что дети, чья раздражительность не снизилась к подростковому возрасту, имеют больший риск развития депрессии и самоповреждающего поведения. 

 

Для свой работы авторы воспользовались базой данных исследования The Millennium Cohort Study (MCS). База данных содержала информацию о детях 9-месячного возраста, которые родились в период 2000 – 2002 гг. В возрасте 14 лет этим детям провели тестирование на наличие депрессивной симптоматики при помощи опросника The short Mood and Feelings Questionnaire (sMFQ). Самоповреждающее поведение определялось в том же возрасте. Всем участникам задавали вопрос о том, ранили ли они себя каким-либо способом специально. Для выявления раздражительности в детском возрасте матерям предлагались опросники Child Social Behaviour Questionnaire (CSBQ) и Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ). Особенный интерес представляли вопросы о том, легко ли расстраивается ребёнок, быстро ли успокаивается, насколько сильны перепады настроения, часты ли вспышки гнева. 

 

Всего было исследовано материалов о 18552 детей. Из них 16048 человек имели данные по крайней мере по 1 из 3 измерений  раздражительности. Мальчики, а также дети с родителями, страдающими депрессией, дети с родителями, имеющими низкий уровень образования, дети с историей отвержения со стороны общества оказались более склонными к раздражению. Наибольший показатель раздражительности выявлен в 3 года. После этого возраста он постепенно снижался. 

 

Средний показатель по опроснику sMFQ у лиц с по крайней мере по одному измерению раздражительности в 14-летнем возрасте  составил 5,55. У мальчиков он был ниже, чем у девочек. Самоповреждающее поведение также преобладало среди девочек. 

 

При одномерном измерении связи авторы определили, что раздражительность в возрасте 3 лет ассоциирована с депрессией и самоповреждающим поведением в 14 лет. Однако, при включении в подсчёты конфаундеров и ковариат эта связь не была значимой. Связь раздражительности в 5 лет с депрессией и самоповреждающим поведением в 14 лет сохранялась значимой и после дополнительных измерений. Интересно, что такая же связь наблюдалась и в 7-летнем возрасте, но после поправки на пол авторы обнаружили, что раздражительность в 7 лет ассоциирована с самоповреждающим поведением у мальчиков, но не у девочек. 

 

По результатам одномерного измерения и после поправок были получены данные о том, что более высокие баллы по шкале снижения раздражительности связаны с депрессией и самоповреждающим поведением в 14 лет. Анализ по полу выявил значимость такой связи с самоповреждающим поведением у мальчиков, но не у девочек. 

 

Новое исследование подтвердило данные из литературы о том, что для прогноза важно не только наличие раздражительности в детском возрасте, но и её динамика; что необходимы психологические интервенции для детского возраста с целью снижения раздражительности. 

 

Влияние раздражительности на формирование самоповреждающего поведения и депрессии может быть связано с неразвитыми навыками эмоциональной регуляции, сложностями в детско-родительских отношениях, появлением избегающего и другого дезадаптивного поведения, сложностями в межличностном функционировании. Возможно, что раздражительность в 5 – 7  лет является проявлением патологического процесса, которой к 14 годам переходит в депрессивную симптоматику. 

 

Причины, почему самоповреждающее поведение связано с раздражительностью в детском возрасте в большей степени у мальчиков, чем у девочек, назвать сложно. Возможно, существует вероятность неизменности измерений, и раздражительность может быть выражена иначе у мальчиков, чем у девочек. Возможно, сочетание раздражительности с присущей в большей степени мальчикам импульсивности увеличивает риск самоповреждающего поведения. 

 

Говоря о необходимости психотерапевтических интервенций для детей, авторы сообщают об эффективностям тренинга родительских компетенций и когнитивно-поведенческой терапии. С учётом возраста, родительский тренинг будет более подходящим. Авторы полагают, что необходимо низкоинтенсивное обучение родителей для всей популяции с усилением интенсивности тренинга для детей с раздражительностью.  

 

Перевод: Вирт К. О. 

 

Источник: Ramya Srinivasan et al. Changes in Early Childhood Irritability and Its Association With Depressive Symptoms and Self-Harm During Adolescence in a Nationally Representative United Kingdom Birth Cohort. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. https://www.jaacap.org/article/S0890-8567(23)00344-1/fulltext