Новости

 

К классическим психоделикам относят вещества трех классов: триптамины (псилоцибин, диметилтриптамин [DMT] и аяуаска, состоящая из DMT и ИМАО), фенилтиламины (мескалин), полусинтетические эрголины (ЛСД). Психоделический эффект этих веществ связан с их агонизмом к серотониновым рецепторам 5-HT2A. Данный обзор посвящен использованию психоделиков при лечении тревожных расстройств.

 

Временные рамки для отбора исследований – с 1 января 1940 по 1 января 2000 г. Большинство исследований проводилось до того, как была принята современная классификация психических расстройств. В 1950-60 гг., когда в США проводилось много исследований психоделиков, действовала диагностическая система DSM-1, в которой тревожность была определена как один из типов “психоневротической реакции”. Ближайшим аналогом этого диагноза в современных системах классификации DSM-5 и МКБ-10 является генерализованное тревожное расстройство. То, что в наши дни называется паническим расстройством, так же совпадает с “тревожным неврозом” по классификации DSM-1 и DSM-2.

 

Поиск по базам данных Ovid MEDLINE(R), PsycINFO, Multidisciplinary Association for Psychedelic Studies bibliography закончился отбором 95 статей, посвященных лечению тревожных расстройств психоделиками. После оценки их качества в соответствии с рекомендациями STROBE, были оставлены 24 исследования.

 

В первой группе исследований (4 исследования) изучалось действие ЛСД на симптомы тревожности у пациентов с разными психиатрическими диагнозами. В трех из четырех исследований говорилось о значительном ослаблении симптомов.

 

Вторая группа объединяет 14 исследований с описаниями клинических случаев. Это исследования без плацебо-контроля, в которых оценка результата строилась на выводах лечащего врача.

 

В третьей группе собраны исследования, в которых результаты лечения тревожности и фобий объединены с результатами лечения других психических расстройств, или те исследования, в которых речь идет только об одной другой “психоневротической реакции”.

 

В целом во второй и третьей группах у 64,8 % пациентов с тревожностью и 40 % пациентов с фобиями (“фобическая психоневротическая реакция”) наблюдалось улучшение – от умеренного улучшения до полного выздоровления.

 

Размер выборки во всех трех группах варьировался от 3 до 379 человек, в сумме число участников всех исследований равно 805. Число сеансов приема психоделиков варьировалось от 1 до 58. Чаще всего пациенты принимали ЛСД, иногда мескалин, псилоцибин и производное псилоцибина CZ-74. Доза ЛСД в разных исследованиях варьировалась от 25 до 1500 мкг. Во многих исследованиях доза титровалась до наступления эффекта. В двух исследованиях с целью достижения “трансцендентального опыта” использовалась одна большая доза ЛСД (100-300 мкг), к которой в нескольких случаях для усиления эффекта добавлялся мескалин (200-400 мг). Во многих исследованиях для того чтобы прекратить действие психоделиков, использовались антипсихотики и барбитураты. К сожалению, нет возможности определить, как прием этих препаратов повлиял на результаты исследований.

 

Список очевидных слабостей исследований психоделической терапии достаточно объемен. В их числе:

 

  • нечеткие критерии отбора в экспериментальную группу
  • разные протоколы лечения в разных группах
  • контрольная группа часто отсутствует
  • как правило, не предпринимались попытки “ослепить” участников исследований
  • методы оценки результатов не прошли валидацию
  • различаются способы сбора данных о результатах
  • часто не собираются данные о побочных эффектах
  • статистический анализ результатов часто не проводится
  • нет расчета размера выборки необходимого для определения эффекта

 

В современной науке принято проводить рандомизированные плацебо-контролируемые исследования, все участники которых “ослепляются” для того чтобы свести к минимуму влияние всех факторов, за исключением действия препарата, чья эффективность проверяется. Это практически неосуществимо в медицинских исследованиях психоделиков.

 

Эффект приема психоделиков очевиден для того, кто их принял, и для наблюдателя. “Ослепление” пациента и того, кто наблюдает за действием препарата, невозможно. В течение 30 минут и тот и другой поймут, что именно принял пациент – психоделик или плацебо.

 

Особенность большинства исследований психоделиков 1960 гг. в том, что они практически всегда проверялись как добавление к психотерапии психодинамического направления. Никто из исследователей не утверждал, что они достигли положительного результата при лечении тревожности только благодаря психоделикам. Всегда подчеркивается важность участия психотерапевта.

 

В статье 1967 г. [Mascher, E. I. (1967). Psycholytic therapy: Statistics and indications. In H. Brill (Ed.), Neuro‐psychopharmacology (pp. 441–444). Washington, DC: Excerpta Medica Foundation] дается описание четырех возможных стратегий психоделической психотерапии:

 

  • Один прием ЛСД после интенсивной психоаналитической подготовки;
  • Несколько приемов ЛСД в комбинации с индивидуальной психотерапией;
  • Несколько приемов ЛСД в комбинации с индивидуальной психотерапией и с добавлением групповой психотерапии (наиболее эффективный подход);
  • Прием психотомиметических веществ только в ходе групповой психотерапии (наименее эффективный подход).

 

На эффективность психоделиков, судя по выводам исследователей, влияет не только курс психотерапии, но и психологическая подготовка к приему веществ. Гораздо чаще чем вопросы дозировки, исследователи пишут о том, как важно создать соответствующую психологическую атмосферу во время приема ЛСД.

 

Психоделическая терапия в 1960 гг. понималась как аугментация в ходе психоанализа. Терапевтическая ценность психоделиков, с точки зрения большинства исследователей, в том, что они облегчают процесс восстановления воспоминаний раннего детства.

 

Выводы

 

Несмотря на значительные методологические изъяны в исследованиях, можно говорить о том, что психоделики ослабляют симптомы тревожности. При этом улучшение, о котором сообщается в литературе, происходило только в контексте психотерапевтического лечения.

 

Автор перевода: Филиппов Д.С.

 

Источник: Weston, NM, Gibbs, D, Bird, CIV, et al. Historic psychedelic drug trials and the treatment of anxiety disorders. Depression Anxiety. 2020; 1– 24