Новости

 

«Если наркотик не попадает в мозг, он не может вызывать психоактивные эффекты» – такой инновационный подход предложили американские исследователи. Ученые впервые создали моноклональное антитело (mAb), предназначенное для взаимодействия с метамфетамином и снижения его способности проникать в мозг. Антитело было успешно протестировано на животных и теперь его разработка находится на второй, предпоследней стадии клинических испытаний. Исследователи надеются сделать его доступным для врачей и пациентов через 3-5 лет.

 

Антитела помогают иммунной системе обнаруживать, связывать и уничтожать патогенные агенты, такие как, например, вирусы, бактерии или токсины. Представить себе спектр применения антител в наркологии до недавних пор было достаточно сложно. Созданный учеными особый тип mAb является генно-инженерным биологическим препаратом, химерным антителом, составленным из мышиных (вспомогательных) и человеческих (ключевых) фрагментов таким образом, что оно не воспринимается иммунной системой человека как чужеродное. После инъекции препарат захватывает и удерживает уже имеющийся в крови или попадающий позднее метамфетамин. Поскольку образовавшийся иммунный комплекс слишком велик для прохождения через гематоэнцефалический барьер, он остается циркулировать в крови и в дальнейшем выводится через почки и печень.

 

Примечательно, что в самом начале работы над препаратом в 1980 гг. исследователи задались целью синтезировать антитело, связывающее фенциклидин, но, из-за сокращения масштабов распространенности этого вещества в США в середине 1980 гг., дорогостоящий проект был приостановлен. С ростом зависимости от метамфетамина в середине 1990 гг. ученые решили возобновить исследования, изменив целевую точку приложения моноклональных антител.

 

Ожидается, что антитело ослабит позитивные подкрепляющие психостимулирующие эффекты метамфетамина, независимо от способа его введения, и таким образом у человека ослабнет мотивация к применению наркотика, а приверженность лечению и дальнейшему воздержанию возрастет, особенно когда пациент проходит терапевтический курс, в частности, когнитивно-поведенческую терапию.

 

Исследователи предполагают, что новый препарат будет использоваться в основном в качестве адъювантной терапии, чтобы помочь пациентам продолжать лечение.

 

 По мысли авторов исследования, препарат будет приниматься один раз в месяц в амбулаторных условиях. Если человек вернется к употреблению метамфетамина, антитело снизит скорость, с которой наркотик попадает в мозг, и, как мы надеемся, уменьшит его приятные подкрепляющие эффекты. Антитело изменит действие препарата так, что у пациентов будет больше шансов возобновить реабилитационный процесс.

 

Как известно, препараты с принципиально иным механизмом действия (блокаторы опийных рецепторов), но сходным конечным результатом (снижение подкрепляющего, субъективно приятного эффекта психоактивных веществ) уже широко используются при лечении опийной и алкогольной зависимости, в том числе и в виде пролонгов. Но их локальное воздействие сугубо на опийные рецепторы ограничивает их применение при других зависимостях. Эффективного патогенетического лечения зависимости от стимуляторов с применением препаратов, зарегистрированных в России, на данный момент не существует.

 

Автор перевода: Ю. М. Шайдеггер

 

Источники