Нервная анорексия (НА) – это нарушение пищевого поведения, характеризующееся чрезмерной концентрацией внимания на своей фигуре, на желании похудеть, использованием с этой целью различных диет и физических упражнений. Оно сочетается со страхом поправиться и сопровождается поведением, направленным на снижение веса. НА страдают 1% женщин и 0,1% мужчин во всём мире. 10% случаев заканчивается летальным исходом, что делает данное заболевание самым смертельно опасным из всех психических расстройств. НА с трудом поддаётся лечению и характеризуется частыми обострениями. 

 

Этиология и патогенез НА остаются неясными, несмотря на казалось бы очевидное взаимодействие генетических, средовых и нейробиологических факторов. Близнецовые исследования продемонстрировали огромное влияние генетики на формирование расстройства: 58 – 70%. Такие изменения в головном мозге, как уменьшение объёма серого или белого веществ, расширение борозд или желудочков часто встречаются у людей с НА. При инструментальном обследовании обнаруживается атрофия и нейродегенерация белого и серого веществ головного мозга. В некоторых исследованиях отмечается корреляция между весом и изменениями структуры мозга. 

 

Ещё один вопрос, ответа на который мы до сих пор не знаем – с чем связаны наблюдаемые при НА  структурные изменения головного мозга: с дегенерацией нервных клеток или с нарушением в мозговой жидкости? Исследование маркеров в крови и в спинномозговой жидкости (СМЖ) помогло бы в дальнейшем изучении нейробиологии НА. 

 

В сентябре 2019 года в журнале Translational Psychiatry вышла статья Ida A. K. Nilsson и соавторов, в которой было выдвинуто предположение, что повреждение нейронов и/или их дегенерация являются одним из ключевых звеньев патогенеза НА. Для проверки этой гипотезы авторы измерили уровень легких цепей нейрофиламентов (иммуноглобулины-маркёры поврежления нейронов, NfL) в сыворотке, плазме и СМЖ в исследовательской когорте и в репликационной когорте. Затем респонденты были поделены на три группы: женщины с НА 12 человек в исследовательской и 112 человек в репликационной когортах), женщины, находящиеся в ремиссии после НА (11 и 114 человек соответственно), контрольная группа женщин с нормальным весом (12 и 113 человек соответственно). 

 

Было обнаружено, что в обеих когортах уровень NfL был выше у женщин с НА по сравнению с группой женщин, находящихся в стадии ремиссии. В свою очередь уровень NfL был несколько выше у женщин в ремиссии, чем в контрольной группе, что не имело достоверного значения. Уровень NfL был выше у женщин с НА по сравнению с группой контроля. Уровень NfL отрицательно коррелировал с индексом массы тела (ИМТ). 

 

Таким образом, как видно из результатов исследования, уровень NfL может нормализоваться восстановлении нормального веса. Вообще, увеличение NfL в крови и/или СМЖ было обнаружено при нейродегенеративных состояниях, например, ишемическом инсульте, и даже биполярном аффективном расстройстве. Однако, каким образом происходит разрушение нервных клеток при НА, остаётся только гадать. 

 

Другое исследование (Ehrlich и соавторы, Psychoneuroendocrinology, 2008 год) было направлено на изучение маркеров нейродегенерации при НА: нейрон специфическая энолаза, глиальный фибриллярный кислый протеин (GFAP), S100B. Авторы не обнаружили изменений уровня этих веществ в крови ни при активной НА, ни при выздоровлении. Возможно, это было связано с небольшим количеством респондентов. 

 

Исследования с использованием визуальных методов обследования обнаружили неоднородные результаты. Некоторые из них выявили изменения, как генерализованные, так и фокальные, в сером и белом веществах головного мозга. Причём многие из этих изменений сохранялись и во время ремиссии. Так как уровень NfL увеличивается при повреждении аксонов, то нарушение структуры белого вещества первично. При НА изменяется структура дорсальной части полосатого тела, гиппокампа, таламуса, амигдалы. В одном из исследований при помощи дифузионной спектральной томографии и трактографии было обнаружена редукция толщины нервных путей, контролирующихся гипоталамической областью,  при НА по сравнению с контрольной группой. Гипоталамус участвует в в энергетическом обмене. Дегенерация гипоталамической области также обнаружена у мышей, проявляющих отказ от еды. Более того, нарушения связей между орбитофронтальной корой и гипоталамусом, амигдалой и гипоталамусом наблюдаются при НА. Следовательно, изменения в структуре гипоталамуса, возможно, играют ключевую роль в механизме снижения веса при анорексии.  С другой стороны, повышение уровня NfL, возможно, отражает расширение желудочков, борозд мозга, увеличение СМЖ или даже периферическую нейропатию, что может быть связано с недоеданием. 

 

Обнаруженная  негативная корреляция NfL и ИМТ подтверждает, что имеются различия в структуре головного мозга у людей после восстановления веса и у людей с нормальным весом. Эти изменения коррелируют со снижением веса. В последующих работах необходимо измерить уровень NfL у конституционально худых индивидов для того, чтобы уточнить, связано ли увеличение плазматического NfL только лишь со снижением веса. 

 

Однако, исследование имело свои методологические ограничения. При обнаружении повышенного уровня NfL, отражающего повреждение нейронов, было невозможно определить, как долго это длится, и на сколько необратим этот процесс. Разница между NfL у пациентов в ремиссии и контрольной группой была незначительна, в отличие от уровня NfL у болеющих женщин в сравнении с контрольной группой. Это говорит о том, уровень NfL восстанавливается с улучшением состояния, а, значит, теоретически, и нейродегенерация должна быть обратима. Минимальное время для восстановления – 1 год. Однако если уровень NfL придёт в норму, весьма вероятно окажется, что нарушения в нервных клетках и дисфункция головного мозга могут носить более длительный характер. Процесс up-регуляции, в результате которой образуется нейротрофический фактор, обнаружилась у респондентов, находящихся в ремиссии после НА. Это может свидетельствовать в пользу длительного восстановления головного мозга после болезни. Для прояснения ситуации следует провести исследования с использованием визуальных методов обследования. Уровень плазматического NfL коррелировать с уровней NfL в СМЖ. Это связано с тем, что гематоэнцефалический барьер становится более проницаемым при НА (это наблюдается при эксперименте на мышах). 

 

Таким образом, новое исследование продемонстрировало, что уровень NfL достоверно увеличивается у людей, страдающих НА, по сравнению с теми, кто находится в ремиссии и контрольной группой. Он приходит в норму при восстановлении веса, что свидетельствует о репарации нейродегенеративных процессов в головном мозге. 

 

Автор перевода: Вирт К.О.

 

Источник: Ida A. K. Nilsson, Vincent Millischer, Virginija Danylaité Karrenbauer, Anders Juréus, Alireza M. Salehi, Claes Norring, Yvonne von Hausswolff-Juhlin, Martin Schalling, Kaj Blennow, Cynthia M. Bulik, Henrik Zetterberg, Mikael Landén. Plasma neurofilament light chain concentration is increased in anorexia nervosa. Translational Psychiatry.