Новости

 

Более 30 лет назад появилась теория о том, что риск развития психоза связан с определённой генетической предиспозицией и пре- и перинатальными поражениями центральной нервной системы (ЦНС). Согласно этой теории, основным звеном патогенеза является нарушение структуры головного мозга, которое происходит ещё в период нахождения плода в матке и приводит к нарушению развития ЦНС, изменяя цитоархитектонику и функции нервных клеток. В дополнении к этой теории появился список предполагаемых факторов риска нарушений развития ЦНС, включающий эпидемиологические, генетические, нейровизуализационные факторы, ведущие к возникновению симптоматики психотического спектра.

 

Ранние исследования обнаружили, что такие факторы, как  перивентрикулярные кровотечения и ишемический повреждения, гипоксия, а также рождение в зимнее время часто встречаются у лиц с психотическими симптомами. Затем было обнаружено, что низкий вес при рождении, инфекционные заболевания у матери в период беременности, сильные стрессы во время беременности (например, голод или геноцид), различные виды акушерской патологии (кровотечение, диабет, резус-конфликт, гипоксия плода, экстренное кесарево сечение) ассоциированы с развитием психоза у ребёнка. Нейровизуализационные исследования уже в зрелом возрасте обнаруживают у таких детей нарушения дофаминовой нейротрансмиссии, которые напоминают таковые при шизофрении.

 

В течение последних 20 лет не было ни одного мета-анализа, описывающего пре- и перинатальный факторы риска развития психотических симптомов. Cathy Davies et al. опубликовали в журнале The Lancet Psychiatry систематический обзор и мета-анализ, в котором выделили когортные исследования и исследования по типу случай-контроль, изучающие ассоциированность  между пре- и перинатальными факторами и психотической симптоматикой неорганического генеза.

 

В итоге для мета-анализа было отобрано 152 исследования, описывающих 98 протективных  факторов и факторов риска психоза. Наиболее значимыми факторами риска оказались: возраст матери до 20 лет или после 30 – 34 лет; возраст отца до 20 и после 35 лет; психопатологические нарушения у матери или у отца; психоз или аффективное расстройство у матери; три и более беременностей; герпес 2 типа; другие неуточнённые инфекции; недостаточное посещение акушера во время беременности; рождение зимой или в демисезонный, между зимой и весной, период в северном полушарии; материнский стресс; голод; недостаток нутриентов во время беременности; гипертензия у матери; гипоксия; преждевременный разрыв плодных оболочек; многоводие; другая акушерская патология; вес при рождении менее 2000 г., менее 2500 г., вес 2500 – 2900 г.; рост при рождении менее 49 см.; низкий для срока гестации рост; преждевременное рождение и пороки развития.

 

Наиболее значимыми протективными факторами оказались: возраст матери в диапазонах 20 – 24 года и 25 – 29 лет; отсутсвие родов в анамнезе; вес при рождении 3500 – 3999 г. и более 4000 г.

 

Большинство факторы риска имеют OR (odds ratio или отношение шансов – количественное описание тесноты связи признака А с признаком Б в некоторой статистической популяции – прим. перевод.) меньше 2 . Это означает умеренный уровень риска. Исключениями стали лишь такие факторы, как психопатологические симптомы у отца или матери, психотический опыт у матери, стресс во время беременности, отягощённость аффективными расстройствами, преждевременный разрыв плодных оболочек, многоводие, пороки развития. OR факторов защиты оказался ещё меньше.

 

Ранее исследования обнаруживали, что возраст отца старше 35 лет ассоциирован с психозом, тревожными расстройствами и расстройствам аутистического спектра (РАС), а возраст матери в диапазоне 30 – 34 года ассоциирован с психозом и РАС.

 

Одним из самых сильных протективных факторов оказалось отсутствие родов в анамнезе. Но следует осторожно относиться к этому факту, так как наличие более одного ребёнка может быть связано с недостатком эмоциональных и физических ресурсов у матери, с низким социо-экономическим фактором в семье, а также с более старшим возрастом родителей.

 

Недостаточное наблюдение беременной женщины гинекологом также явилось фактором риска развития психоза у ребёнка. Однако, это могло случится из-за наличия психического расстройства у матери или низкого социо-экономического статуса её семьи.

 

Ранее исследование связывали повышенный риск развития психоза с недостаточным поступлением кислорода в головной мозг. Новое исследование подтвердило это лишь частично: были выделены такие факторы риска как гипоксия, гипертензия у матери, преждевременный разрыв плодного пузыря, но они не продемонстрировали столь строгой ассоциированности с психозом.

 

В отличие от предыдущих работ о влиянии инфекции у матери на риск развития психотической симптоматики в настоящем мета-анализе риск подтвердился только относительно герпеса 2 типа. Исследуя влияние стресса во время беременности на развитие психоза у ребёнка в будущем, авторы изучили работы о связи кортизола и психотической симптоматики. Они выяснили, что предыдущие исследования не обнаружили ассоциации повышенного уровня кортизола с развитием шизофрении у детей.

 

Относительно перинатальных факторов риска только асфиксия продемонстрирована значимое увеличение числа случаев развития психотической симптоматики. Экстренное кесарево сечение, атония матки, в отличие от предыдущих исследований, в данном мета-анализе таковой значимости не имели.  Помимо этого авторы обнаружили, что вес менее 2000 г. является фактором риска развития психоза, а вес более 3500 г. наоборот, является протективным фактором.

 

В результате мета-анализа авторам удалось выделить факторы риска и факторы, снижающие вероятность развития психоза. Это поможет нам в будущем сформировать более адекватные  профилактические мероприятия.

 

Автор перевода: Вирт К.О.

 

Редакция: Касьянов Е.Д.

 

Источник: Cathy Davies, Giulia Segre, Andrés Estradé, Joaquim Radua, Andrea De Micheli, Umberto Provenzani, Dominic Oliver, Gonzalo Salazar de Pablo, Valentina Ramella-Cravaro, Maria Besozzi, Paola Dazzan, Maddalena Miele, Gianluigi Caputo, Cecilia Spallarossa, Georgia Crossland, Athif Ilyas, Giulia Spada, Pierluigi Politi, Robin M Murray, Philip McGuire, Paolo Fusar-Poli. Prenatal and perinatal risk and protective factors for psychosis: a systematic review and meta-analysis. The Lancet Psychiatry.