Новости

 

Связанные со стрессом психические расстройства, такие как посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) и пограничное расстройство личности (ПРЛ), характеризуются измененной чувствительностью к глюкокортикоидам. Функциональная коннективность мозга в состоянии покоя (ФКсп) может использоваться для анализа того, какие области мозга совместно активированы и, таким образом, функционально связаны. Так, обзор результатов нейровизуализации у пациентов с ПТСР позволил предположить снижение целостности нейронов гиппокампа и неудачное ингибирование миндалины медиальной префронтальной корой и гиппокампом. Кроме того, у пациентов с ПРЛ и ПТСР отмечены выраженные нарушения фронто-лимбической системы мозга в покое и при решении эмоциональных или когнитивных задач.

 

В предыдущем исследовании было обнаружено, что пациенты с ПТСР и ПРЛ – в отличие от здоровых испытуемых – имели лучшие показатели воспроизведения запоминаемого материала после введения гидрокортизона по сравнению с плацебо. Поскольку эти результаты свидетельствуют об изменении функции кортикостероидных рецепторов в мозге, авторы изучили влияние гидрокортизона на активацию мозга при обоих расстройствах. 

 

Для участия в исследовании были отобраны 40 здоровых женщин из контрольной группы, 20 женщин с ПТСР и 18 женщин с ПРЛ. Проведено плацебо-контролируемое перекрестное исследование. Все участники дважды прошли МРТ после того, как получили перорально плацебо или 10 мг гидрокортизона в случайном порядке. Между измерениями был интервал в одну неделю. Авторы проанализировали ФКсп гиппокампа и миндалины в сравнении друг с другом и со здоровыми испытуемыми, а также влияние гидрокортизона на ФКсп гиппокампа и миндалины. По сравнению со здоровыми испытуемыми в обеих группах пациентов было выявлено снижение ФКсп между гиппокампом и дорсомедиальной префронтальной корой (дмПФК). Кроме того, данная функциональная связь отрицательно коррелировала с показателями детского травматического опыта (r = -0,47) и с серьезностью клинических симптомов, измеренных с помощью перечня симптомов ПРЛ (r = -0,44) и диагностической шкалы посттравматического стресса (r = -0,45).

 

Это согласуется с результатами предыдущих исследований и дает возможность предположить, что травма в детском возрасте является причиной снижения ФКсп между гиппокампом и дмПФК. Не удалось обнаружить различий в ФКсп миндалины, а также эффекта от введения гидрокортизона, что противоречит предыдущим исследованиям. Отсутствие вмешательства для создания активации миндалины, недостаточный размер выборки и разные дизайны исследований могут быть факторами, объясняющими данный результат.

 

Таким образом, детская травма может привести к снижению функциональной связи между гиппокампом и дмПФК. Это может, в свою очередь, частично объяснить такие симптомы, как сверхбдительность при ПТСР и эмоциональная дисрегуляция при ПРЛ. Для определения причинно-следственной связи необходимы дальнейшие исследования влияния стресса на ФКсп между гиппокампом и дмПФК на протяжении всей жизни.

 

Автор перевода: Рекап А.А.

 

Источник: Sophie Metza, Juliane Fleischera, Simone Grimma, Matti Gärntera, Sabrina Goldea, Moritz Duesenberga, Stefan Roepkea, Oliver T. Wolfd, Christian Ottea, Katja Wingenfeld. Resting-state functional connectivity after hydrocortisone administration in patients with post-traumatic stress disorder and borderline personality disorder. European Neuropsychopharmacology, Volume 29, Issue 8, August 2019, Pages 936-946.