Тетрагидробиоптерин (BH4) – активный участник синтеза различных нейромедиаторов, в т. ч. серотонина и дофамина. Хотя ранее обнаружилось, что примерно у 30% пациентов с шизофренией снижены уровни BH4, механизмы такого дефицита не были детально изучены. В новом исследовании, опубликованном в Journal of psychiatric research, с помощью кластерного анализа авторы выявили биотип шизофрении, характеризующийся дефицитом BH4, фолатов и B12, а также гипергомоцистеинемией.
Шизофрения является неоднородным расстройством, в формировании которого участвуют различные специфические молекулярные механизмы. Это способствует рассмотрению новых подходов к диагностике и лечению шизофрении, основанных на выделении её биологических подтипов (биотипов) с общими молекулярными механизмами развития. Особый интерес представляют связанные с шизофренией молекулярные факторы, поддающиеся коррекции специфическим лечением, т. к. их раннее выявление может помочь предотвратить заболевание или уменьшить его тяжесть.
Дефицит ВН4 может быть одним из таких факторов. Недавние исследования показали, что около 30% пациентов с шизофренией имели различные уровни дефицита данного вещества. BH4 задействован в синтезе различных нейромедиаторов (например, серотонина, норадреналина, дофамина и глутамата). Таким образом, некоторые работы связывают изменения уровня BH4 с шизофренией. Более того, дефицит BH4 может выступать связующим звеном между нарушениями метаболизма фолиевой кислоты, нейровоспалением и окислительным стрессом, а также нарушениями нейротрансмиссии моноаминов и немоноаминов в патогенезе шизофрении.
Авторы нового исследования, опубликованного в Journal of psychiatric research, предположили, что шизофрения, связанная с дефицитом BH4, является особым биотипом шизофрении, со своими собственными биохимическими и клиническими характеристиками.
Для проверки этой гипотезы отобрали 93 пациента с шизофренией и 60 здоровых добровольцев. В исследовании участвовали только лица старше 18 лет без истории хронических соматических и неврологических заболеваний, связанных с воспалением, гипергомоцистеинемией, нарушениями обмена фолиевой кислоты и фенилаланина.
Авторы исследования представили три основных наблюдения: 1) у пациентов с шизофренией уровни BH4 и фолиевой кислоты были ниже, а гомоцистеина – выше, чем у здоровых добровольцев; 2) уровни BH4 напрямую коррелировали с уровнями фолиевой кислоты и B12 и обратно коррелировали с уровнями гомоцистеина у пациентов с шизофренией; 3) кластерный анализ выявил биотип шизофрении, характеризующийся дефицитом BH4, фолиевой кислоты, B12 и гипергомоцистеинемией. Клинические характеристики этого биотипа, однако, не были специфичными.
Дефицит ВН4 уже успешно восполняется искусственно созданным ВН4 (сапроптерином) при наследственных заболеваниях, например отдельных вариантах фенилкетонурии, где синтез ВН4 нарушен из-за генетического дефекта, расстраивающего работу особого фермента. Но результаты проведенного нами исследования показали, что кроме подходов с использованием дорогостоящего синтезированного сапроптерина для коррекции дефицита ВН4 при шизофрении могут применяться подходы с нормализацией фолатного обмена. Сильная статистическая связь дефицита ВН4 с дефицитом фолатов при шизофрении может свидетельствовать о том, что фолаты играют важную роль в синтезе ВН4 при шизофрении. Таким образом, и применение фолатов, и применение сапроптерина при шизофрении требует дальнейшего изучения – Татьяна Владимировна Жиляева, д. м. н., доцент кафедры психиатрии Приволжского исследовательского медицинского университета, в. н. с. отделения трансляционной психиатрии НМИЦ ПН им. В. М. Бехтерева
Результаты данного исследования, как и предыдущих, говорят о необходимости изучения системных метаболических нарушений при шизофрении, а не только нейромедиаторов и других биомаркеров, связанных в основном лишь с работой центральной нервной системы.
Проведенное исследование дает новый взгляд на мультисистемную природу шизофрении. При этом роль метаболических нарушений при шизофрении еще предстоит изучить, и здесь особый интерес представляют наследственные болезни обмена. Данные заболевания можно рассматривать как мост, соединяющий психические расстройства и соматическую патологию. На сегодняшний день возможная патогенетическая связь наследственных болезней обмена и психических расстройств недостаточно изучена психиатрией. Но объединение компетенций специалистов этих двух медицинских направлений может принести как теоретический, так и практический результат. В будущем метаболический скрининг может изменить диагностический процесс в психиатрии и позволить выделять специфические биотипы психических расстройств, при лечении которых фермент-заместительная терапия может стать объектом исследования – Мазо Галина Элевна, д. м. н., заместитель директора по инновационному научному развитию, руководитель отделения трансляционной психиатрии НМИЦ ПН им. В. М. Бехтерева.
Однако, как заключают авторы, данные, полученные при изучении наследственных метаболических заболеваний с тяжелыми врожденными нарушениями синтеза BH4, не могут быть экстраполированы на психические расстройства, при которых дефицит BH4 не так выражен и, вероятно, обусловлен менее серьезными биохимическими нарушениями.
Автор перевода: Касьянов Е. Д.
Редактура: Явлюхина Н. Н.
Источник: Zhilyaeva TV, Kasyanov ED, Semennov IV, Rukavishnikov GV, Piatoikina AS, Kostina OV, Verbitskaya EV, Mazo GE. Tetrahydrobiopterin deficiency in schizophrenia: Biochemical and clinical aspects. J Psychiatr Res. 2022 Jul 6;153:141–148. doi: 10.1016/j.jpsychires.2022.07.020. Epub ahead of print. PMID: 35816973.
Ссылка на полную статью: authors.elsevier.com/c/1fNaT55vZ61I3