Достаточно большое количество исследований посвящено связи между стрессом и воспалительным процессом. В этих исследованиях доказывается, что сильный стресс стимулирует воспалительные процессы, а хронический стресс приводит к нарушению работы иммунной системы.
Воспаление – центральный аспект в работе иммунитета. Острым воспалением организм отвечает на болезнь или травму. Иммунная активация происходит с участием цитокинов. После того как атака на целостность организма отбита, воспалительный процесс заканчивается. Если воспаление продолжается, это может содействовать появлению психиатрической симптоматики. Хроническое воспаление повышает риск многих заболеваний, включая рак и инсульт. Связь хронического воспалительного процесса с соматическими заболеваниями изучена лучше, чем связь с психическими заболеваниями.
Тревожные расстройства, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) обладают общими чертами. Тревожность, ПТСР и ОКР связаны с повышенной волнительностью, страхом, нарушенным эмоциональным балансом, избегающим поведением. Организм при этих заболеваниях находится в состоянии повышенной готовности к встрече с угрозой.
Наибольшая часть литературы, посвященной связи воспаления и психических болезней, касается ПТСР и ОКР. Тревожные расстройства в этом контексте изучаются не так интенсивно.
Мета-аналитический обзор 2015 г. показал, что при ПТСР значительно повышен уровень интерлейкина-6 (IL-6), интерлейкина-1 бета (IL-1 beta) и интерферона гамма. Мета-анализ 2012 г. не выявил у пациентов с ОКР отклонений уровня IL-6 и фактора некроза опухоли (ФНО). Но IL-1 beta был повышен.
Данный обзор – первая работа, посвященная не только ПТСР и ОКР, но и связи воспаления с тревожными расстройствами. Были использованы исследования с участием пациентов старше 18 лет с диагнозами ПТСР, ОКР, социальное тревожное расстройство, генерализованное тревожное расстройство, паническое расстройство, фобии. Пациенты с соматическими заболеваниями исключались. После отбора подходящих публикаций осталось 41 качественное исследование. В сумме получилась выборка из 1077 пациентов и 1006 здоровых индивидуумов в контрольных группах.
Главный вывод – да, уровень маркеров воспалительных процессов у пациентов с указанными расстройствами отклонен от нормы, правда, единственным диагнозом, при котором наблюдается значительное отклонение является ПТСР. Выводы касаются только провоспалительных, но не антивоспалительных цитокинов. Известно, что IL-6 может действовать как провоспалительный и как антивоспалительный цитокин. Но в исследованиях, посвященных связи воспалительных процессов и психопатологии, IL-6 принято причислять к провоспалительным цитокинам.
Помимо IL-6 при тревожности, ПТСР и ОКР повышены IL-1 beta и ФНО. Мета-анализ 2010 г. показал, что при депрессии повышаются IL-6 и ФНО, но другие маркеры воспаления остаются в норме. Большое проспективное исследование 2015 г. показало, что при агорафобии повышаются С-реактивный белок (CRP) и ФНО, но не повышаются IL-6 и IL-1 beta. Таким образом, можно предположить, что при разных формах психопатологии меняются уровни разных воспалительных маркеров.
Данные о связи с полом противоречивы. Одни исследования говорят об отсутствии влияния пола, но в исследовании 2013 г. указывается на то, что при тревожных расстройствах CRP повышается только у мужчин.
Подтвержденную связь между тревожными расстройствами, ПСТР, ОКР и воспалительными процессами еще предстоит объяснить. Хронический стресс, который переживается при этих заболеваниях, провоцирует каскад физиологических процессов, ключевую роль в которых играет гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось (ГГН ось). Дисрегуляция ГГН оси теоретически может способствовать продлению воспалительных процессов. К этому добавляются особенности когнитивных процессов при тревожности (беспокойство, повышенная самокритика, сниженная толерантность к неопределенности), из-за которых иммунная реакция может продолжаться дольше, чем необходимо. Наконец, нельзя забывать о поведенческих факторах. Пациенты с тревожными расстройствами, ПСТР, ОКР нередко ведут нездоровый образ жизни (плохое питание, отсутствие физической активности, курение, алкоголь, психоактивные вещества), что оказывает соответствующее влияние на организм в целом и иммунную систему в частности.
Автор перевода: Филиппов Д.С.
Источник: Renna M. E., O’Toole M. S., Spaeth P. E., Lekander M., Mennin D. S. The association between anxiety, traumatic stress, and obsessive-compulsive disorders and chronic inflammation: A systematic review and meta-analysis. Depression and Anxiety. 2018; 35: 1081– 1094.