Неблагоприятное воздействие внешней среды, возникающее в детском возрасте, способствует снижению сопротивляемости неприятным событиям в будущем. К таким негативным воздействиям относится эмоциональное, психологическое, физическое или сексуальное насилие. Последствиями такого неблагополучия в детстве могут быть низкий интеллектуальный коэффициент (IQ) и когнитивные нарушения во взрослом возрасте. Снижение IQ в свою очередь может коррелировать с такими психическими расстройствами, как шизофрения. Так, некоторые пациенты с шизофренией имеют нарушение интеллекта, которые наблюдались с детства. Более того, пациенты с психотическими расстройствами имели опыт насилия в детстве в 15,5 раз чаще, чем группа контроля, тогда как люди с другими психическими заболеваниями чаще только в 6,9 раз.
Индивиды, перенёсшие неблагополучие в детстве, и люди, страдающие шизофренией, имеют одинаковый паттерн интеллектуальных нарушений. У них наблюдается низкий уровень IQ, дефицит побуждений и речи, снижение зрительной памяти. Более того, в обеих группах обнаруживаются нарушения в префронтально–стриарном пути, сниженный объём гиппокампов, мозолистого тела. Некоторые авторы полагают, что изменения в головном мозге зависят от вида неблагополучия. Например, насилие, ведущее к нарушению целостности тела, приводит к повышению чувствительности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси и нарушению регуляция дофамина, а неблагополучие, связанное с депривацией, ведёт к снижению объема большего количества областей головного мозга, что приводит к снижению волевых побуждений.
Изменения в работе гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, изменения в работе дофамина и нарушение воли наблюдаются и при шизофрении. Однако, не все дети, подвергшиеся насилию в детском возрасте, имеют когнитивные нарушения или шизофрению, и не все люди с шизофренией имели раннюю травму.
В январе 2020 г. в Schizophrenia Bulletin вышла статья Ruth Wells и соавторов. Ранее в своих исследованиях они обнаружили, что 25% респондентов, страдающих шизофренией, имели тот же уровень IQ, что и до болезни; у 50% респондентов IQ снизился; у оставшихся 25% были интеллектуальные нарушения ещё в детстве. В новом исследовании авторы попытались уточнить наличие неблагополучия в детстве у респондентов, у которых произошли изменения IQ в течение болезни.
Для этого авторы воспользовались австралийской базой данных пациентов с шизофренией (Australian Schizophrenia Research Bank), в которую входит 1169 человек. Как и в прошлом исследовании, они были разделены на три группы: те, у кого интеллектуальные нарушения наблюдались ещё в преморбидном периоде (группа компромисса); те, у кого произошло снижение интеллекта по мере течения болезни (группа с ухудшением); те, у кого интеллект остался в норме (стационарная группа). Всего в исследовании приняло участие 836 пациентов.
Для выявления неблагополучия в детстве использовался опросник детской травмы (Childhood Adversity Questionnaire). Опросник выявляет три вида неблагоприятных факторов: недостаток родительского внимания, открытое насилие, распад семьи или сложные отношения в семье.
В итоге авторы обнаружили, что пациенты, страдающие шизофренией, чаще подвергались неблагополучию в детстве, чем респонденты из группы контроля. Пациенты с шизофренией из группы компромисса чаще страдали от недостатка родительского внимания, конфликтов в семье, развода родителей и низкого социально-экономического статуса по сравнению с респондентами из группы с ухудшением когнитивного состояния.
Данные результаты дополняют результаты предыдущих исследований, в которых была обнаружена связь между детской травмой и низким IQ в преморбиде (что является фактором риска развития шизофрении), а также доказывающих, что неблагополучие в детстве влияет на развитие нервной системы. Надо отметить, что респонденты из стационарной группе подвергались неблагополучию в детстве не меньше, чем пациенты из других групп. Однако, это никак не повлияло на их когнитивные способности. Возможно, это связано с хорошими факторами защиты, например, генетическими.
Респонденты из группы компромисса чаще проживали в районах с низким социоэкономическим статусов, в их семьях чаще возникали проблемы (психические расстройства у родителей, злоупотребление психоактивными веществами), родители чаще разводились, в отличие от респондентов из группы с ухудшением интеллектуального состояния. Это может говорить о влиянии данного вида неблагополучия на развитие детей.
Отвержение в детстве приводит к изменениям в формировании нервной системы и не позволяет детям в ходе воспитания получить навыки совладания с хроническим стрессом. Помимо этого дети, подвергшиеся депривации со стороны родителей, чаще страдают от сексуального насилия (из-за недостатка родительского контроля). Респонденты каждой группы имели опыт открытого насилия в детстве, но разница в его частоте в каждой из групп была незначительной.
Респонденты из группы компромисса в детском возрасте чаще проживали в учреждениях социальной защиты (что может рассматриваться как отвержение родителями, разлад в семье) и чаще подвергались воздействию алкоголя в пренатальном периоде. В этой же группе чаще встречалось экстернализирующее поведением детском возрасте. Это связано с тем, что нарушение эмоциональной регуляции и речевого развития в результате перенесённого неблагополучия приводят к использованию ими агрессии при коммуникации с окружающими людьми.
Таким образом, исходя из результатов нового исследования, можно сделать вывод, что ранняя травма и преморбидное снижение интеллекта являются факторами риска развития шизофрении. Однако, исследование имело свои ограничения. Во-первых, для исследования преморбидного интеллекта использовался тест Векслера, а измерение уровня IQ у пациентов с шизофренией должно быть проведено с учётом особенностей заболевания. Во-вторых, в исследовании не учитывался социальный интеллект, что не позволило в полном объёме оценить влияние отвержения и недостатка родительского ухода. В-третьих, опросник Childhood Adversity Questionnaire не учитывает частоту и время возникновения детской травмы.
Автор перевода: Вирт К.О.
Источник: Ruth Wells, Isabella Jacomb, Vaidy Swaminathan, Suresh Sundram, Danielle Weinberg, Jason Bruggemann, Vanessa Cropley, Rhoshel K. Lenroot, Avril M. Pereira, Andrew Zalesky, Chad Bousman, Christos Pantelis, Cynthia Shannon Weickert, Thomas W. Weickert. The Impact of Childhood Adversity on Cognitive Development in Schizophrenia. Schizophrenia Bulletin.