Для выявления маркеров синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) L.A. Hаger et al. провели исследование, опубликованное в июне 2021 года в журнале Psychiatry Research. Авторы предположили, что такими маркерами могли бы стать когнитивные вызванные потенциалы при выполнении заданий по типу делай/не делай (go/no go). В исследовании приняли участие дети от 6 до 12 лет, страдающие СДВГ. Также была сформирована группа контроля – 69 человек. В ходе исследования был подсчитан диагностический индекс. Он оказался статистически значимо специфичным для СДВГ.
СДВГ встречается у 5% детей по всему миру. Он часто сочетается с другими психическими и соматическими заболеваниями, и его проявления различаются у каждого пациента, что существенно затрудняет диагностику.
СДВГ влияет на многие сферы жизни ребёнка, нарушая его развитие и мешая адаптировался к новым условиям. Доказано, что лица с установленным СДВГ имеют лучшее качество жизни по сравнению с теми, у кого есть нарушения внимания, но диагноз официально не выставлен.
Несмотря на то, что СДВГ означает нарушение работы головного мозга, невизуализационные методы диагностики весьма значимы. Так, диагноз устанавливается на основании истории развития пациента, изучения поведенческих проявлений расстройства, изучения нарушенных функций и исключения других психических расстройств. В настоящее время учёные пытаются определить биомаркеры СДВГ. Однако, это сделать достаточно сложно из-за влияния пола, возраста, коморбидности с другими заболеваниями и различии в этиологических факторах. Во многих исследованиях для диагностики СДВГ используются компьютеризированные непрерывные тесты на внимание (continuous performance tests, CPTs), обнаруживается ассоциированность количества ошибок, времени реакции с СДВГ. Однако, эти результаты противоречивы. Несмотря на неоднозначность данного метода диагностики, CPT позволяют увидеть нарушения, которые можно не заметить при интервьюировании пациентов.
Вообще, предполагается, что методики с измерением нейрональной активности являются наиболее достоверными для диагностики того или иного расстройства развития. Так, во многих работах для исследования СДВГ использовалась ЭЭГ-регистрация вызванных потенциалов в ответ на стимулы. В итоге обнаруживалась ассоциированность результатов с СДВГ. Однако результаты и этих исследований противоречивы, что может быть связано с разным возрастом участников, вариативностью проявлений самого СДВГ.
Целью нового исследования было изучение диагностической значимости вызванных потенциалов при выполнении заданий по типу делай/не делай (visual cued go/no-go task, VCPT) для СДВГ с различной симптоматикой. Для этого авторы отобрали 61 ребёнка в возрасте 6 – 12 лет с установленным по критериям DSM-V диагнозом СДВГ. Дети с коморбидным расстройством аутистического спектра исключались из исследования. Дети с речевыми нарушениями, трудностями освоения школьных навыков, поведенческими и эмоциональными нарушениями, с синдромом Туретта продолжали участие в эксперименте. Помимо основной группы была создана группа контроля. В неё вошли 69 условно здоровых детей. Для тестирования использовались изображения растения, человека и животного. Задачей участников было как можно быстрее нажимать на кнопку компьютерном мыши в случае, если на экране изображение растения появлялось после изображения растения. Изображение человека сопровождалось звуковым сигналом. Подсчитывалось число пропусков, ошибочных нажатий и время реакции, изменение времени реакции. Во время выполнения задания проводилась запись ЭЭГ. Путём расчётов был определён диагностический индекс.
Было обнаружено, что диагностический индекс достоверно специфичен для основной группы. При независимом случайном отборе 20 респондентов из основной группы и 21 респондента из группы контроля результат сохранялся.
Авторы предыдущих исследований пытались определить диагностическую ценность одного показателя, тогда как авторы нового исследования ориентировались и на СРТ и вызванные потенциалы. То, что количество ошибок, пропусков и изменение времени реакции достоверно различалась в основной и контрольной группах респондентов, позволяет считать сочетание СРТ и вызванных потенциалов более достоверным методом диагностики СДВГ по сравнению с только одним из показателей. Стоит добавить, что существуют исследования, также обнаруживающие меньшую амплитуду вызванных потенциалов головного мозга у респондентов с СДВГ и группой контроля.
Несмотря на то, что основными методами диагностики СДВГ и других психических расстройств остаются интервьюирование, изучение анамнестических сведений, заполнение опросников и наблюдение, авторы исследования надеются, что процедура СРТ с вызванными потенциалами сделает диагностику более достоверной и позволит сократить время для понимания реабилитационного маршрута пациента. Однако, данный метод не позволит однозначно отличить СДВГ от других состояний, например,от трудностей формирования школьных навыков, аутизма, тревожных расстройств. Более того, в исследовании не проводилось анализа результатов измерения при коморбидности СДВГ с этими расстройствами. Поэтому авторы не исключают, что диагностический индекс может отражать не только наличие СДВГ. Тем не менее, результаты нового исследования многообещающие, и дальнейшее изучение этого маркера весьма оправдано для улучшения качества диагностики СДВГ.
Автор перевода: Вирт К.О.
Источник: L.A. Hager et al. Biomarker support for ADHD diagnosis based on Event Related Potentials and scores from an attention test. Psychiatry Research.