Приём детьми и подростками препаратов из ряда селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) требует регулярного мониторинга их состояния. Несмотря на это, СИОЗС остаются одними из наиболее эффективных лекарств для лечение депрессивных и тревожных расстройств. Существуют исследования, обнаруживающие связь между приёмом СИОЗС и развитием сахарного диабета 2 типа (СД2) у взрослых. Относительно детей и подростков информации мало. Есть исследование, проведённое среди лиц 5 – 20 лет, которое выявило ассоциацию между приёмом СИОЗС и ингибиторов обратного захвата серотонина и норадреналина (ИОЗСН) и СД2 Однако, действие препаратов из разных групп и даже разных препаратов из одной группы может быть различно. Следовательно, данного исследования недостаточно, чтобы сформировать какую-либо позицию. Помимо этого, дети и подростки часто не включаются в исследования, что приводит к недостатку знаний об эффективности и безопасности препаратов и увеличению числа назначений «off-label». Более того, изменения в период роста влияют на фармакокинетику и фанмакодинамику лекарственного средства.
В январе 2021 года в журнале JAMA Psychiatry Jenny W. Sun et all было опубликовано исследование ассоциированности СИОЗС и СД2 у детей и подростков. Для своей работы авторы использовали респондентов 10 – 19 лет, внесённых в базы данных Medicaid Analytic eXtract (MAX) и IBM Market- Scan (MarketScan). Все участники принимали препараты из класса СИОЗС в связи с депрессивным расстройством, генерализованным тревожным расстройством (ГТР), социальной фобией, обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР), паническим расстройством, нервной булимией. Авторы сравнили респондентов, начавших приём СИОЗС, с теми, кто имел тот же диагноз, но им проводилось лечение бупропионом, психотерапией или же лечения не было (группа без терапии). Пациенты, принимавшие флуоксетин, были определены как референтная группа. Респонденты основной группы были разделены в зависимости от принимаемого препарата: циталопрам, эсциталопрам, флувоксамин, сертралин, пароксетин.
Всего в исследовании приняло участие 1 582 914 человек. Группа респондентов, начавших лечение СИОЗС, составила 316 178 человек из базы данных МАХ и 211 460 человек из базы данных MarketScan.
Среди респондентов, имевших государственную медицинскую страховку, СД2 встречался с частотой 2,32 случая на 1000 населения среди тех, кто начал лечение СИОЗС, и 1,65 случаев на 1000 населения среди респондентов из группы без лечения. Ассоциированность усиливалась с увеличением длительности приёма препаратов. Так, частота развития СД2 составила 6,6 случаев на 10000 среди тех, кто принимал СИОЗС 2 года, и 28,4 случаев на 10000 населения среди тех, кто находился на терапии минимум 5 лет. Частота возникновения СД2 среди респондентов, имеющих частную медицинскую страховку, оказалась ниже: 0,63 случаев на 1000 населения среди начавших терапию СИОЗС, и 0,54 случая на 1000 населения у респондентов без лечения. Среди тех, кто принимал СИОЗС 5 лет и более частота СД2 возрастала незначительно: 3,7 случаев на 10000 населения. То же самое авторы обнаружили при сравнении группы с СИОЗ с группой респондентов, использовавших в качестве лечения психотерапию. При сравнении показателей респондентов, принимавших СИОЗС, с респондентами, принимавшими бупропион, увеличения риска развития СД2 не наблюдалось. При сравнении каждого СИОЗС с флуоксетином авторы не обнаружили увеличения риска развиться СД2 при их применении.
Таким образом, исследование выявило небольшое увеличение риска развития СД2 у детей и подростков при приёме СИОЗС. Этот риск возрастал с увеличением длительности лечения. Однако, он всё равно оставался менее выраженым, чем в ранее проведённых исследованиях. Более того, влияние СИОЗС на возникновение СД2 у детей и подростков всё равно оставалось ниже, чем влияние других известных факторов риска: повышенная масса тела, принадлежность к определённой расе, низкий социо-экономический статус.
Предыдущие исследования обнаруживали более значительную ассоциированность СД2 с СИОЗС и ИОЗСН у респондентов-владельцев государственной медицинской страховки. Для предотвращения смешения результатов авторы нового исследования изучали только антидепрессанты-СИОЗС, а также включили в эксперимент частно застрахованных лиц.
Рандомизированные контролируемые исследования у взрослых, проведённые ранее, не обнаруживали влияние СИОЗС на метаболизм глюкозы при непродолжительном их использовании, а СИОЗС-индуцированное повышение веса, возможно, ассоциировано с транзиторным повышением массы тела у лиц с нормальным весом.
Исследование имело ограничения. Во-первых, в связи с тем, что авторы использовали базы данных, у них не было возможности узнать уровень глюкозы до лечения. Во-вторых, вместо плацебо авторы использовали группы пациентов без лекарственной терапии и пациентов, находившихся только на психотерапевтическом лечении. Однако, эти группы могли достаточно сильно отличаться от основной по тяжести заболевания и другим клиническим признакам. В-третьих, сравнение с бупропионом тоже могло привести к ошибочным результатам, так как во многих случаях лицам, склонным к повышению массы тела, чаще назначают именно его, а не СИОЗС.
Подытоживая вышесказанное, авторы делают вывод, что риск развития СД2 у детей и подростков при приёме СИОЗС ниже, чем считалось ранее. Тем не менее, требуются новые исследования с учётом ограничений настоящей работы. Поэтому, назначая препараты-СИОЗС детям и подросткам, следует соизмерять даже этот невысокий риск развития СД2 с возможными положительными эффектами от лечения.
Автор перевода: Вирт К.О.
Источник: Jenny W. Sun, Sonia Hernández-Díaz, Sebastien Haneuse, Florence T. Bourgeois, Seanna M. Vine, Mark Olfson, Brian T. Bateman, Krista F. Huybrechts. Association of Selective Serotonin Reuptake Inhibitors With the Risk of Type 2 Diabetes in Children and Adolescents. JAMA Psychiatry.