Новости

 

В статье Zhang, H. И соавт., опубликованной в журнале Journal of Neurolinguistics, представлен обзор исследований о влиянии билингвизма на старение мозга. Известно, что изучение второго языка улучшает когнитивные и исполнительные (регуляторные) функции, увеличивает резервы мозга и повышает эффективность работы нейронных сетей. Однако для изучения влияния освоения иностранного языка на функционирование мозга необходимо учесть ряд факторов: возраст овладения языком, контекст обучения и использования языка, уровень владения языком, соотношение использования родного и иностранного языка. Авторы предлагают идею о разработке программы для профилактики когнитивных расстройств, включающих языковое обучение, среди пожилых пациентов. 

 

Одним из преимуществ билингвов является повышение нейронной эффективности в системе языкового контроля. Исследования нейровизуализации показали, что языковой опыт формирует паттерны активации мозга и мозговых структур, лежащих в основе задач когнитивного контроля в целом за счет того, что языковой контроль активирует нейронную сеть, связанную с областью общего исполнительного контроля (дорсальная передняя поясная кора (ACC), дополнительная моторная область (SMA), дорсально-латеральная префронтальная кора (DLPFC)), что связано с улучшением тормозного контроля, мониторингом конфликтов и рабочей памяти. Таким образом, у билингвов совершенствуются исполнительные функции в решении не только лингвистических задач. При этом для решения когнитивных задач пожилые билингвы и монолингвы задействуют разные нейронные механизмы: у билингвов активируется левая нижняя теменная долька (IPL), а у монолингвов преимущественно правая средняя лобная извилина. 

 

Также среди пожилых билингвов с дегенеративными изменениями, несмотря на снижение целостности и объема серого и белого вещества в некоторых областях мозга (нижнем продольном пучке, нижнем лобно-затылочном пучке, своде и мозолистом теле, в областях исполнительного контроля), способность выполнять когнитивные и поведенческие задачи остается сохранной и сопоставима со здоровыми одноязычными сверстниками. Вероятнее всего пожилые билингвы эффективнее используют нейронные ресурсы, минимизируя степень активации мозговых структур и привлекая области, обычно не задействуемые в языковом контроле у монолингвов.

 

Отчасти это объясняется более сильной внутренней функциональной связностью в сети пассивного режима работы мозга и сети исполнительных функций пожилых билингвов по сравнению с монолингвами соответствующего возраста. Критически важно, что уровень функциональной связности положительно коррелировал со степенью, в которой билингвы ежедневно использовали языки, и  с уровнем владения иностранным языком.

 

Также авторы обнаружили, что даже краткосрочные языковые курсы при интенсивных занятиях улучшают когнитивные функции у пожилых людей. Так, в нескольких исследованиях отмечалась положительная корреляция между изучением иностранного языка и улучшении торможения внимания и его переключения. При этом эффективность сохранялась в течении 9 месяцев после их окончания.

 

Таким образом, авторы продемонстрировали нейробиологические особенности влияния билингвизма на когнитивные функции. Однако авторы акцентируют внимание на то, что будущие исследования должны учитывать возраст освоения языка, уровень владения иностранным языком и контекст использования. Кроме того, необходимо определить связь между языковым опытом и предотвращением когнитивных нарушений, а также силу этой связи и условия, при которых связь может быть нарушена. На основании последующих исследований авторы предлагают разработать эффективные программы когнитивного вмешательства, основанные на языковом обучении для пожилых людей.

 

Автор перевода: Сизикова Е. А.

 

Источник: Zhang, H., Wu, Y. J., & Thierry, G. (2020). Bilingualism and aging: A focused neuroscientific review. Journal of Neurolinguistics, 54, 100890. doi:10.1016/j.jneuroling.2020.