Новости

 

В марте 2021 года в журнале JAMA Psychiatry было опубликовано исследование Benjamin I. Perry et al., посвящённое изучению связи между индексом массы тела (ИМТ), уровнем инсулина и депрессией и психотическими расстройствами. Всего в эксперименте приняло участие 14975 человек. В отличие от других исследований, показатель инсулина в крови и ИМТ измерялся дважды в период с 12 месяцев и до 24 года. В итоге были обнаружены связи между  нарушением глюкозо-инсулинового гомеостаз в детстве и развитием психоза во взрослом возрасте, и между ИМТ и депрессией. 

 

Кардиометаболические нарушения, встречающиеся при шизофрении и депрессии, ещё больше снижают уровень жизни пациента. Сложно дать однозначный ответ, с чем они связаны. Считается, что психотропные препараты могут увеличивать риск сердечно-сосудистой патологии. Однако, в исследованиях у лиц с первым психотическим эпизодом ещё до начала терапии обнаруживалось изменение уровней инсулина и глюкозы в крови; прослеживалась ассоциированность между депрессией и сердечно-сосудистой патологией. Возможно, кардиометаболические нарушения и психическая патология имеют единый патогенетический механизм. Но в этих исследованиях основное внимание уделяется психической патологии, а измерение кардиометаболических показателей проводится единожды. Согласно генетическим исследованиям, ИМТ связан с депрессией, а концентрация инсулина крови натощак связана с шизофренией. 

 

Целью нового исследования было уточнить изменения ИМТ и уровня инсулина крови натощак дважды в период от 1 года до 24 лет, проследить взаимосвязь данных показателей с психотическими  и депрессивными расстройствами. Авторы предположили, что изменение кардиометаболических показателей способствует повышению риска развития психотического и депрессии. 

 

Для проверки своей гипотезы авторы воспользовались исследованием Avon Longitudinal Study of Parents and Children (ALSPAC), в котором изучались 14062 новорожденных. Ещё 913 участников было добавлено позже. Уровень инсулина натощак измерялся у респондентов в 9 лет (894 человека), 15 лет (3484 человека), 18 лет (3286 человек) и 24 года (3253 человека). Измерения производили в 9:00 после 10-часового голодания. ИМТ измерялся, когда респонденты достигали 1 года (1236 человек), 2 лет (1036 человек), 3 лет (1050 человек), 4 лет (1018 человек), 7 (8200 человек), 9 лет (7633 человека), 10 лет (7465 человек), 11 лет (7100 человек), 12 лет (6704 человека), 15 лет (5415 человек), 18 лет (5061 человек), и 24 лет (3975 человек). О наличии психотического и депрессивного опыта узнавали путём полуструктурированного интервью. Выделяли следующие симптомы: галлюцинации, бред, чувство вкладывания мыслей для психоза и сниженное настроение, негативные мысли, усталость, нарушение концентрации внимания, нарушения сна. 

 

Авторы выделили 3 паттерна изменения уровня инсулина в крови: 1 – не изменялся (4939 человек, 77,8%), 2 – небольшое увеличение (693 человека, 19,0%), 3 – высокий уровень (158 человек, 3,1%). Изменения оказались ассоциированными с низким социальным классом, наследственной отягощенностью по кардиометаболическим заболеваниям, недостаточной физической активностью, курением с подросткового возраста. У лиц со стабильно высоким уровнем инсулина в крови, начиная с дошкольного возраста, к 24 годам наблюдалось изменение уровней ЛПВП, триглицеридов и С– реактивного протеина, а также развивался метаболический синдром. 

 

Относительно ИМТ было выделено 5 паттернов изменения: 1 – не менялся (8383 человек, 71,1%), 2 – постепенно снижался (949 человек, 7,0%), 3 – небольшой рост в пубертатного возрасте (668 человек, 14,5%), 4 – значительное увеличение в пубертатном возрасте (174 человек, 1,9%), 5 – стабильно высокий (289 человек, 5,5%). Изменения ИМТ оказались ассоциированными с теми же параметрами, что и изменения уровня инсулина. К 24 годам формировался метаболический синдром, изменялся уровень ЛПВП, триглицеридов и С– реактивного протеина. Однако, было отмечено, что большой вес при рождении коррелировал с постепенным снижением, а также постоянно высоким ИМТ. В то же время низкая масса тела при рождении была ассоциирована со снижением веса в пубертате. 

 

Что касается заболеваний, то повышение инсулина оказалось ассоциировано с психотическими и негативными симптомами, и не связано с депрессией. Большее увеличение ИМТ оказалось ассоциированным с повышением риска возникновения депрессивного эпизода и депрессивными симптомами. Увеличение ИМТ в пубертатном периоде обнаружило связь с депрессивной симптоматикой. Ассоциированности между ИМТ и психотическими расстройствами не наблюдалось. 

Относительно уровня инсулина различий по полу респондентов обнаружено не было. Что касается ИМТ, то среди лиц с депрессией, у которых ИМТ увеличивался  в пубертатном периоде, преобладали женщины.  

 

Таким образом, что касается психотических расстройств, новое исследование обнаружило, что нарушения глюкозо-инсулинового гомеостаза, выявляемые при первом эпизоде психоза у взрослых, могут начаться ещё в детстве. Поэтому  коррекция изменяемых факторов риска кардиометаболических заболеваний (курение, низкая физическая активность, нездоровое питание) у лиц с психотическими расстройства, должна включаться в реабилитационную программу. У респондентов с устойчиво высоким уровнем инсулина в крови в возрасте 24 лет был средний показатель ИМТ и средний уровень глюкозы крови. Поэтому таким людям выявить риск кардиометаболических нарушений будет сложно. 

 

Авторы также предположили, что нарушение глюкозо-инсулинового гомеостаза является общим для развития шизофрении и сахарного диабета 2 типа. Лица, страдающие этими заболеваниями одновременно, имеют генетическую предрасположенность к каждому из них. Ассоциированность стабильно повышенного уровня инсулина с психотическими расстройствами, низким весом при рождении и воздействием стрессовых факторов авторы расценили как подтверждение того факта, что нарушения в раннем возрасте оказывают влияние на взрослый период. 

 

Результаты относительно ИМТ соотносились с результатами мета-анализов, которые в свою очередь демонстрировали, что ИМТ связан с депрессией, диабетом 2 типа, ожирением, кардиометаболическими заболеваниями. Однако, в отличие от этих работ, новое исследование имело более длительный период наблюдения. 

 

Обнаружив связь между ИМТ и депрессией,  связь его уровня в пубертатный период с риском депрессии во взрослом возрасте, авторы исследования предположили, что ИМТ может являться одним из основных факторов риска развития депрессивного расстройства. Однако, повышенный ИМТ в детском возрасте ведёт к риску развития  расстройств пищевого поведения в подростковом периоде. Расстройства пищевого поведения часто коррелируют с депрессией. Более того, авторы не исключают влияние на развитие депрессивных расстройств уровня эстрогенов. Подобное суждение они делают на основании того, что депрессии развиваются чаще у женщин, причём можно проследить влияние эстроген-зависимых состояний  (беременности, менархе и менопаузы) на симптомы депрессии. 

 

Отсутствие доказательств связи уровня инсулина с депрессией, а ИМТ – с психозом не согласовалось с результатами предыдущих исследований. Возможно, необходимы эксперименты с большей по размеру выборкой. 

 

Таким образом, новое исследование подтвердило, что сочетание кардиометаболических нарушений с депрессивными и психотическими расстройствами берёт начало ещё в детском возрасте. Следовательно, назначая лечение психического расстройства, формируя маршрут реабилитации таких пациентов необходимо иметь в виду риск развития сердечно-сосудистых и эндокринных заболеваний. 

 

Автор: Вирт К.О.

 

Источник: Benjamin I. Perry et al. Longitudinal Trends in Childhood Insulin Levels and Body Mass Index and Associations With Risks of Psychosis and Depression in Young Adults. JAMA Psychiatry.