Новости

 

Итоги онлайн-опроса российского населения во время первой волны пандемии COVID-19 в апреле 2020 года продемонстрировали отсутствие повышенного уровня тревоги и депрессии у респондентов. Результаты исследования, выполненного группой российских психиатров О. Карпенко, Т. Сюняков, М. Кулыгина и другими, были опубликованы в журнале Consortium Psychiatricum.

 

Опрос проводился преимущественно среди жителей Москвы старше 18 лет через социальные контакты исследователей и был полностью анонимным. Для оценки влияния пандемии на психику, помимо определения уровня тревоги и депрессии с помощью Госпитальной шкалы тревоги и депрессии HADS, собирались социальные и демографические данные о респондентах, их опыте с COVID-19, состоянии физического и психического здоровья, отношении к пандемии, потребности в психологической поддержке, а также оценки уровня субъективного дистресса с указанием причины его возникновения. Причины были сформулированы на основе информации бюллетеня ВОЗ об основных психотравмирующих факторах, связанных с пандемией COVID-19.

 

Всего было опрошено 352 человека, из которых 278 женщин и 74 мужчин. Большинство респондентов имели высокий уровень образования, четверть из них были врачами. Среди респондентов преобладали нормальные уровни тревоги/депрессии по шкале HADS. Аномальные уровни тревожности были выявлены у 13,92% участников. Значительно чаще они встречались у женщин по сравнению с мужчинами. При анализе результатов было обнаружено, что личный опыт с COVID-19 влиял на повышение показателей HADS-A. Также среди переменных, влиявших на показатели депрессии, были условия жизни и проблемы с психическим здоровьем. Авторы опроса выявили, что более высокие уровни тревоги и депрессии связаны с самоотчетом о проблемах с психическим здоровьем и женским полом, в то время как более высокие уровни депрессии чаще встречались среди людей с неблагоприятными условиями жизни.

 

Уровень дистресса большинство респондентов оценили менее 5 по 10-балльной шкале. В качестве его основных причин участники отмечали риски финансовых проблем в будущем, нарушение планов и привычной жизни, беспокойство о здоровье пожилых или хронически больных родственников, нахождение в самоизоляции. Анализ с применением регрессионной модели параметров, влияющих на уровень дистресса, позволил обнаружить связь между его уровнем и потребностью в психологической поддержке.

 

По мнению авторов, результаты исследования в дальнейшем могут быть полезны при разработке стратегий, направленных на поддержание психологического благополучия людей и профилактику проблем с психическим здоровьем в условиях пандемии и локдауна.

 

Авторы: О. Карпенко, Т. Сюняков, М. Кулыгина, А. Павличенко, А. Четкина, А. Андрющенко

 

Источник: https://www.consortium-psy.com/jour/article/view/28

 

Для цитирования: Karpenko OA, Syunyakov TS, Kulygina MA, Pavlichenko AV, Chetkina AS, Andrushchenko AV. Impact of COVID-19 pandemic on anxiety, depression and distress – online survey results amid the pandemic in Russia. Consortium Psychiatricum. 2020;1(1):8-20. doi: 10.17650/2712-7672-2020-1-1-8-20