По мнению российских психиатров, изменения медико-социальной парадигмы в отношении транссексуализма, которые предлагаются в связи с разработкой новой классификации психических расстройств, практически сводят на нет роль биологических и психических факторов, которые могут вносить свой вклад в его формирование, и смещают акценты с клинической оценки каждого случая к социально-ориентированному нормоцентрическому подходу. Свои рассуждения авторы приводят в обзоре, посвященному половой идентификации, опубликованном в журнале Consortium Psychiatricum.
По их мнению, клинические проявления расстройства половой идентичности (GID) разнородны. Они могут быть врожденными и относительно стабильными состояниями, развивающимися параллельно с психосексуальным созреванием, либо возникающими в какой-то момент жизни. Проявляться GID может в виде обратной идентификации (идентификация обратно пропорционально полу) и недвоичной идентификации (идентификация, выходящая за рамки бинарной гендерно-ролевой модели). Некоторые пациенты отвергают внешние признаки пола и хотят избавиться от них, другие не испытывают значительного дискомфорта.
Основным фактором при определении тактики лечения для психологической и психиатрической поддержки является гендерная дисфория. Это состояние, вызванное отказом от своего биологического пола и статуса гендерной роли. Она может быть эндопсихической или экзопсихической. Эндопсихическая гендерная дисфория выражается в острых эмоциональных переживаниях, таких как депрессия, тревога. Экзопсихическая – в поведенческих расстройствах, среди которых зависимость, ауторазрушение, самоизоляция, склонность к конфликтам.
По результатам подавляющего количества исследований, среди людей с GID наблюдается высокая распространенность психических расстройств, включая высокий риск самоубийств. В статье приводятся данные о склонности детей с нарушениями гендерной роли к самостигматизации, депрессии, расстройствам пищевого поведения, алкоголизму, наркомании, в ряде случаев членовредительству и суицидальному поведению. Авторы отдельно выделяют расстройства шизофренического спектра, часто возникающие при гендерно-ролевых расстройствах.
Изменения в медико-социальной парадигме привели к тому, что гендерная идентичность рассматривается как следствие воспитания, влияния стереотипов гендерно-ролевого поведения, принятыми в макро- и микросоциальной среде, и выбором личности. Это значительно расширило границы приемлемости в отношении гендерно-ролевого поведения. Авторы статьи отмечают, что в рамках гендерной теории механизмы возникновения GID объясняются непоследовательно. С одной стороны, новая концепция не отрицает результатов исследований биологической природы GID. С другой стороны, она утверждает свободу гендерного позиционирования для всех людей. Провозглашая абсолютную свободу выбора модели гендерно-ролевого поведения, новый подход обесценивает мотивы этого поведения и объединяет все варианты GID в группу трансгендеров. В таком случае они наряду с транссексуалами включают людей с трансвестизмом, некоторых гомосексуалистов и нонконформистов. Согласно этой теории попытки изучить факторы предрасположенности к “трансности” становятся бессмысленными.
В соответствии с новой парадигмой были изменены и подходы к диагностике GID. По официальной позиции ВОЗ гендерная идентичность сама по себе не является предметом психиатрического анализа и должна рассматриваться в контексте гражданских свобод и индивидуальных психологических проявлений.
Научная обоснованность произошедших изменений вызывает сомнения у российских специалистов. По их мнению, гендерная идентичность – это сложный психический конструкт, который определяется биологическими и социальными эффектами, включая врожденные и приобретенные, а также стабильные и переменные параметры, такие как особенности культурной среды, профессиональный, языковой аспекты, материальные и бытовые условия. Российские ученые считают гендерное самосознание и физические гендерные характеристики биологически детерминированными. А новая концепция фактически исключает роль психических и биологических факторов в становлении гендерной идентичности.
Работа с людьми, выражающими желание сменить пол, требует дифференцированного, при этом идеологически нейтрального подхода. Такие пациенты нуждаются в тщательной клинической диагностике для исключения психического расстройства. По мнению авторов, дальнейшее развитие психиатрии должно быть связано, в первую очередь, с дестигматизацией психических расстройств, а не с депатологизацией отдельных их проявлений.
Авторы: Антон Дьяченко, Алексей Перехов, Виктор Солдаткин, Ольга Бухановская
Источник: https://www.consortium-psy.com/jour/article/view/68
Для цитирования: Dyachenko AV, Perekhov AY, Soldatkin VA, Bukhanovskaya OA. Gender Identity Disorders: Current Medical and Social Paradigm and the ICD-11 Innovations. Consortium Psychiatricum. 2021;2(2):54-64. doi: 10.17816/CP68