Новости

 

Когда пациент обращается в клинику с жалобами, в задачи врача входит постановка диагноза, объясняющего природу симптомов. В общесоматической медицине диагноз помогает объяснить пациенту причину его состояния. Например, диагноз “инфаркт миокарда” (ИМ) объясняет боль в груди пациента, указывая на ее причину: ишемический некроз сердечной мышцы. Такая модель объяснения строится на определении типа болезни. Диагноз нужен для того, чтобы обозначить “самую суть” болезни, причину появления жалоб. Эта причина одинакова во всех отдельных случаях. Например, диагноз ИМ указывает на свою причину – ишемический некроз сердечной мышцы – общую для всех случаев ИМ.

 

Подобный “эссенциалистский” тип мышления влияет на современные концепции психиатрических диагнозов.

 

В психиатрии диагнозы часто используются для того, чтобы дать определение патологическим процессам, вызывающим болезненную симптоматику. Однако, многие диагностические категории в психиатрии очень разнородны в том, что касается причин появления симптомов. Большое депрессивное расстройство (БДР) может быть связано не с каким-либо одним единственным глубинным патологическим процессом, а с целым рядом комплексных причин, связывающих множество биологических, психологических и социальных факторов.

 

Могут ли психиатрические диагнозы исполнять роль понятий, объясняющих причины заболеваний в клинической практике? Если они не подходят для обозначения конкретной причины симптомов, то, по крайней мере, они могут быть использованы для типологизации клинически важной информации о причинах заболеваний. В частности, некоторые психиатрические диагнозы дают недостаточную информацию о причинных процессах, другие – приблизительную или частично неверную, а третьи дают информацию о связях между симптомами.

 

Нужно серьезно относиться к тому, что многие психические расстройства весьма разнородны и сложны. В одном случае психиатрический диагноз может заключать в себе недостаточное количество информации, поскольку в нем упоминаются не все принципиально важные причины болезни. В другом случае диагноз может нести в себе лишь вероятностную, неопределенную и неполную информацию о возможных процессах, вызывающих то или иное заболевание. Ограниченность научных знаний не позволяют понять взаимосвязь этих процессов. И, наконец, в третьем случае, психиатрический диагноз дает нам понимание того, почему все симптомы пациента проявляются одновременно.

 

Из-за разнородности причин психиатрических состояний возникает необходимость в пересмотре способов сообщения диагнозов пациентам. Например, БДР не ассоциируется с какой-либо конкретной патологией, вызывающей его. Поэтому возникает проблема при упоминании БДР в качестве причины плохого настроения пациента. Точно такая же ситуация складывается при указании ИМ в качестве причины боли в груди пациента. Есть риск того, что диагноз будет понят пациентом неправильно, а также риск формирования стигмы. 

 

Автор перевода: Истопленникова А.Ю.

 

Источник