Новости

Материал подготовлен при поддержке Клиники психиатрии «Доктор САН» (Санкт-Петербург)

 

Оланзапин/самидорфан – новая комбинация в терапии шизофрении и биполярного расстройства I

 

Оланзапин является антипсихотическим средством второго поколения с установленной эффективностью при некоторых психических расстройствах, но его применение ограничено из-за увеличения веса и метаболических побочных эффектов. Самидорфан является опиоидным антагонистом, который связывается с мю-опиоидными, каппа-опиоидными и дельта-опиоидными рецепторами и, как предполагается, уменьшает тягу к высококалорийной пище, тем самым ослабляя увеличение веса, вызванное антипсихотиками. Комбинированный препарат оланзапин/самидорфан был одобрен FDA в июне 2021 года для лечения шизофрении и биполярного аффективного расстройства (БАР) I типа.

 

В клинических испытаниях комбинация оланзапина/самидорфана ассоциировалась со значительно меньшей прибавкой в весе и меньшим увеличением окружности талии по сравнению с монотерапией оланзапином. Оланзапин/самидорфан продемонстрировал аналогичную антипсихотическую эффективность по сравнению с монотерапией оланзапином и хорошо переносился. 

 

Источник

 

Стратегии лечения обсессивно-компульсивного расстройства, резистентного к СИОЗС

 

В сетевой метаанализ были включены 55 РКИ, в которых изучались 19 видов лечения или плацебо. Ондансетрон, глубокая транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) и арипипразол были признаны лучшими четырьмя видами лечения. В то время как все четыре вмешательства имели значимые размеры эффекта, КПТ едва не упустила статистическую значимость в нашем анализе. При анализе чувствительности глубокая ТМС была признана лучшей стратегией лечения обсессивно-компульсивного расстройства, устойчивого к СИОЗС. Однако небольшое количество участников в отдельных исследованиях, более высокие пределы доверительного интервала и более широкий интервал прогнозирования для большинства агентов требуют осторожной интерпретации.

 

Источник

 

Низкие дозы оланзапина в терапии подростков с нервной анорексией

 

В обсервационном натуралистическом исследовании методом «случай-контроль» изучалась эффективность и переносимость низких доз оланзапина в рамках междисциплинарной интервенции у подростков с нервной анорексией (НА). Полученные данные показали, что низкие дозы оланзапина хорошо переносились и использовались в среднем 132,1 (±98,6) дней, начиная с дозы 3,4 (±1,2) мг/сут и повышая до максимальной дозы 4,4 (±1,1) мг/сут. Междисциплинарная интервенция привела к улучшению по шкалам телесного дискомфорта (BUT-GSI), шкале депрессии Бека (BDI-II) и субтесту депрессии шкалы SAFA-D для всей выборки. У лиц, получавших более высокую дозу оланзапина (>5 мг/сут), наблюдалось значимо меньшее улучшение депрессивных показателей: BDI-II и SAFA-D чем в остальных группах. 

 

Источник

 

Особенности фармакотерапии биполярного расстройства у подростков

 

Эффективность и безопасность фармацевтических препаратов у подростков с БАР, по-видимому, аналогична взрослым с БАР. Литий и стабилизаторы настроения являются предпочтительными препаратами первой линии по сравнению с антипсихотическими препаратами, но последние являются препаратами второй линии, в частности при биполярной депрессии. Уровни лития в сыворотке, приближающиеся к 1,0 мэкв/л, являются наиболее желаемыми, поскольку более молодые люди, по-видимому, требуют более высокие уровни данного препарата. 

 

Среди антипсихотиков кветиапин оказался минимально лучше по переносимости, чем рисперидон, в то время как рисперидон ассоциировался с более выраженными побочными эффектами. Нейролептики с антидепрессивной активностью у взрослых также оказывают антидепрессивное действие у подростков. Использование антидепрессантов при биполярной депрессии, как правило, не рекомендуется, хотя это может быть оправдано в определенных клинических ситуациях. 

 

Источник

 

Питание и биполярное расстройство

 

Пациенты с БАР чаще ведут нездоровый образ жизни и подвержены риску сопутствующих заболеваний. В настоящее время исследования показывают, что диетические факторы могут играть роль в развитии депрессии и тревоги. Таким образом, лечебное питание может быть потенциальной стратегией лечения БАР. 

 

Данные систематического обзора показали, что потребление с пищей или добавки ненасыщенных жирных кислот, в основном Омега-3, по-видимому, связаны с улучшением симптомов БАР, наряду с морепродуктами, фолиевой кислотой и цинком. Исследования показали переменное, в основном незначительное влияние добавок креатина, карнитина, витамина D, инозитола или NAC (N-ацетилцистеина) на БАР. Есть многообещающие результаты, связанные с коэнзимом Q10 и пробиотиками. В совокупности эти предварительные данные свидетельствуют о том, что диетические подходы могут быть включены в лечение БАР. Также, учитывая высокий риск метаболических нарушений у лиц с БАР, их следует поощрять к здоровому питанию, включающему ежедневное потребление фруктов, овощей, морепродуктов и цельнозерновых продуктов.

 

Источник

 

Селторексант у пациентов с нарушениями сна на фоне депрессии

 

Новый антидепрессант селторексант (производитель Janssen Pharmaceuticals) может быть полезен для пациентов с сопутствующим большим депрессивным расстройством (БДР) и нарушением сна.

 

В рандомизированном плацебо-контролируемом адаптивном испытании, проведенном с участием более 200 пациентов с БДР, у пациентов с более тяжелой бессонницей на исходном уровне наблюдалось более значимое улучшение симптомов депрессии по сравнению с теми, у кого бессонница была менее тяжелой. Наиболее эффективной оказалась дозировка – 20 мг. Улучшение по шкале MADRS-WOSI также наблюдалось в группе 20 мг селторексанта на 3-й и 6-й неделе по сравнению с группой плацебо.

Источник

 

Материал подготовлен при поддержке Клиники психиатрии «Доктор САН» (Санкт-Петербург)

 


Автор перевода: Черапкин Е.С.

 

Составитель и редактор: Касьянов Е.Д.