Новости

 

Многочисленные исследования указывают на развитие в инициальный период после травматического опыта ряда симптомов – в частности, тревоги, растерянности, дереализации и деперсонализации, диссоциативной амнезии, интрузивных мыслей, поведения избегания, бессонницы, трудностей с концентрацией внимания, раздражительности и автономного возбуждения. В целом, наличие подобных симптомов в ближайшие недели после травмы считается скорее нормальной реакцией, при этом выраженность симптомов у многих снижается со временем. К примеру, 94% жертв сексуального насилия демонстрируют симптомы ПТСР в течение первых двух недель, однако 11 недель спустя процент испытывающих симптомы падает до 47%.

 

Известно, что для лиц, испытавших травматический опыт, особенно эффективны интервенции в инициальный период после травмы, что снижает вероятность развития ПТСР в дальнейшем. В связи с этим важной задачей представляется выявление факторов, предсказывающих у пострадавших развитие ПТСР. Одним из способов решения этой задачи стал включенный в DSM-IV (и далее в DSM-V (прим.пер.)) диагноз острого стрессового расстройства (Acute stress disorder, ОСР). Однако, согласно мета-анализу Bryant et al (2003), около 75% лиц с диагнозом ОСР позднее получают диагноз ПТСР, но лишь 50% лиц с ПТСР ранее имели диагноз ОСР. Авторы мета-анализа предполагают, что диагноз ОСР может иметь предсказательную силу лишь для части лиц, перенесших травматический опыт.

 

В теоретической модели, взятой за основу диагноза ОСР, особо подчеркивается аспект диссоциации: предполагается, что острая диссоциация в момент травмы ведет к запечатлеванию фрагментированных воспоминаний и аффекта, которые противостоят последующей обработке травматичного опыта. Однако в связи с данными мета-анализах существует вероятность, что у лиц с ПТСР, но без предшествующего ОСР, может отсутствовать первичная диссоциативная симптоматика, которая является основополагающей для постановки данного диагноза. К примеру, в одном из исследований 60% лиц, имевших все симптомы ОСР, кроме диссоциативных, через 6 месяцев были диагностированы с ПТСР (Harvey and Bryant 1998). Это позволяет предположить, что есть несколько вариантов развития ПТСР – в том числе и без диссоциативных симптомов.

 

Перспективными в связи с проблемой предсказания ПТСР могут оказаться также исследования, сосредоточенные на биологических и когнитивных факторах травмы. Среди биологических моделей можно упомянуть модель обуславливания страха и модель прогрессивной нейросенситизации. В первой из них предполагается, что стимулы, присутствующие в момент травмы, оказываются увязаны с нервным возбуждением, и впоследствии становятся для него условными стимулами. Механизм сенситизации ясен не до конца, однако предположительно, развитие ПТСР может быть описано в терминах повторяющейся активации ассоциированными стимулами, вследствие которых 1) повышается сензитивность лимбических структур 2) ослабляется угашение условных реакций страха, и 3) происходит сенситизация ГГН-оси, при которой сниженный уровень кортизола не способен сдерживать симпатическую активность

 

Немало исследований посвящено и когнитивным факторам, связанным с развитием ПТСР после травматического опыта. В частности, Ehlers and Clark (2000) в качестве таких факторов выделяют чрезмерное негативное оценивание травматического переживания, а также характерные нарушения автобиографической памяти (малое количество подробностей и контекста ситуации травмы, усиление ассоциативной памяти и сильный перцептивный прайминг). Согласно данной модели, лицам, склонным к развитию ПТСР, характерны 1) возникающий в острой фазе катастрофизирующий когнитивный стиль, 2) стиль обработки информации, приводящий к фрагментированным воспоминаниям о травме, и 3) паттерны извлечения информации, ограничивающие припоминание определенных событий. Существуют также свидетельства тому, что лица с ПТСР склонны прибегать к стратегиям избегания при обработке воспоминаний, связанных с травмой. В когнитивных моделях реакции на травму также подчеркивается роль оценки человеком возникающих у него после травмы симптомов.

 

Таким образом, все больше исследований свидетельствуют о том, что при оценке вероятности развития ПТСР имеет смысл смотреть на взаимодействие симптомов, биологических реакций и когнитивных факторов. Дальнейшими задачами исследований в этой области могут стать определение различных путей развития ПТСР, выделение отдельных биологических и когнитивных факторов-предикторов и их взаимодействий.

 

Автор перевода: Сыроквашина А.Д.

 

Источник: Early predictors of posttraumatic stress disorder