Шизофрения и биполярное аффективное расстройство (БАР) – это заболевания с наследственной предрасположенностью. Оба эти состояния расцениваются как нарушения нейороонтогенетического развития. Однако, патогенез БАР остаётся менее изученным, чем патогенез шизофрении. К маркерам, характеризующим нарушение нервно-психического развития при шизофрении, относятся психопатологические симптомы, когнитивные нарушения, изменения в моторике и социальном поведении. Психопатологические и когнитивные симптомы также могут являться маркерами нарушений при БАР. Но исследований на эту темы мало, и их результаты неоднозначны. Изучение этих маркеров необходимо для уточнения этиологии и патогенеза шизофрении и БАР, раннего установления диагноза и проведения более специфичных лечебных и реабилитационных мероприятий.
В последнее десятилетие активно исследуются симптомы нарушения социальных навыков, социального поведения и речи у людей из группы риска БАР и шизофрении, после первого эпизода психоза и у пациентов на поздней стадии этих заболеваний. Так, нарушения социальных навыков (особенно в аспектах теории сознания и в распознавании эмоций) обнаруживаются у детей с отягощённой наследственностью по шизофрении и у тех, у кого в будущем развился психоз. Однако, некоторые исследования не обнаруживают разницы в сравнении со здоровыми сверстниками.
Исследования нарушений социальных навыков демонстрируют противоречивые результаты. Это может быть связано с тем, что социальные навык продолжают развиваться вплоть до подросткового возраста. При этом некоторые исследования обнаруживают разницу в формировании распознавания эмоций у детей с риском развития психоза и контрольной группой.
Что касается речевых нарушений, то исследования обнаруживают высокую корреляцию снижения вербальной активности и риска развития шизофрении, а наличие нарушений речи и слабое осознавание обращённой речи ассоциируются с риском возникновения психоза. Нарушение социального поведения описывается у детей, чьи родственники страдали шизофренией, а также у детей, у которых в будущем развивалась шизофрения.
Некоторые исследования обнаруживают нарушения социальных навыков у детей с семейным риском БАР. Другие исследования напротив, не обнаруживают разницы между здоровыми сверстниками и детьми с семейной историей БАР. Исследований социального поведения при БАР немного. Одни из них обнаруживают статистически значимые нарушения в данном домене у детей с риском БАР по сравнению со здоровыми сверстниками. Другие – отмечают лишь низкий или умеренный дефицит в семейных и дружеских отношениях. Относительно языкового домена исследования обнаруживают, что нарушения в нём у детей с риском БАР редки. Неоднозначность результатов исследований, возможно, связана с неоднородностью шизофрении и БАР, малыми размерами выборки, разными способами оценки симптомов.
В ноябре 2019 года в журнале Schizophrenia Bulletin была опубликована статья Camilla Jerlang Christiani и соавторов, целью которой было дать характеристику нарушений в сфере социальных навыков, речи и социального поведения в когорте семилетних детей с высоким семейным риском шизофрении и БАР в сравнении с группой условно здоровых детей. Авторы предположили, что у детей с высоким семейным риском шизофрении будут нарушены социальные навыки, речь и социальное поведение в сравнении с группой контроля, а дети с высоким семейным риском развития БАР «займут» промежуточное положение.
В исследовании приняло участие 522 ребёнка 7 лет из семей, где хотя бы один из родителей страдал шизофренией или БАР, и из семей без этих заболеваний. У 202 респондентов один или оба родителя страдали шизофренией, у 120 детей – БАР, у 200 детей они были условно здоровы (контрольная группа). Информацию об уровне развития исследуемых доменов авторы получили при контакте с детьми, а также от учителей, воспитателей. Также были проведены тесты и опросники, используемые при шизофрении, БАР и аутизме.
Дети с высоким семейным риском шизофрении продемонстрировали нарушения в понимании и слуховом восприятии речи (так называемая рецептивная речь). Уровень устной (экспрессивной) речи был практически не отличим от речи респондентов из группы контроля. Это соотносится с ранними исследованиями, выявившими речевые расстройства у детей, у которых в будущем развилась шизофрения. Некоторые исследования демонстрируют изменения в речевых зонах головного мозга у респондентов с высоким риском развития психоза. Следовательно, нарушения рецептивной речи могут быть маркерами шизофрении или даже преморбидом психоза. Поэтому при обнаружении в клинической практике изменения речевого развития следует определить, замедляют ли эти нарушения общее развития, прогрессируют ли они остаются стабильными.
Группа детей с высоким семейным риском развития шизофрении обнаружила слабую социальную отзывчивость, но удовлетворительный уровень социального функционирования при сравнении с группой контроля. Это соответствует предыдущим исследованиям, демонстрирующим уязвимость социальной сферы у детей схожих групп. В некоторых популяционных исследованиях нарушения социального функционирования у детей и подростков рассматривались как преморбидное состояние. Что интересно, это было особенно характерно у респондентов, у которых впоследствии развился психоз. Также было обнаружено, что дефицит социального взаимодействия редко встречался среди респондентов как с высоким риском шизофрении, так и БАР.
Нарушения в сфере адаптивного социального поведения у детей с высоким семейным риском развития шизофрении продемонстрировали низкий размер эффекта. У детей с высоким семейным риском БАР результаты были лучше . Это может быть связано с хорошей способностью к овладению различными навыками.
Новое исследование имело некоторые ограничения. Авторы признают, что не было учтено влияние нейрокогнитивных функций на изучаемые домены. Так, обнаруженные речевые и социальные дефициты могли быть связаны с общим когнитивным снижением, а не специфическим «выпадением» функции в результате болезни. Тем не менее, несмотря на необходимость будущих исследований, становится понятным, что изучаемые авторами домены важны для понимания патогенеза шизофрении и БАР. Помимо этого, необходимо, чтобы учителя и воспитатели уделяли особое внимание детям с нарушением речевого развития, с трудностями социального функционирования и нарушением социального поведения.
Автор перевода: Вирт К.О.
Источник: Camilla Jerlang Christiani, Jens R. M. Jepsen, Anne Thorup, Nicoline Hemager, Ditte Ellersgaard, Katrine S. Spang, Birgitte K. Burton, Maja Gregersen, Anne Søndergaard, Aja N. Greve, Ditte L. Gantriis, Gry Poulsen, Md Jamal Uddin, Larry J. Seidman, Ole Mors, Kerstin J. Plessen, and Merete Nordentoft. Social Cognition, Language, and Social Behavior in 7-Year-Old Children at Familial High-Risk of Developing Schizophrenia or Bipolar Disorder: The Danish High Risk and Resilience Study VIA 7—A Population-Based Cohort Study. Schizophrenia Bulletin.