Новости

В одном из номеров журнала Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry было опубликовано исследование, проведённое Teresa Bennett et al. Авторы изучали течение нарушений эмоциональной регуляции у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) от детского до подросткового возраста, а также выявляли факторы риска персистирующего течения. Они обнаружили, что симптомы эмоциональной дизрегуляции сглаживаются с возрастом. Однако у 28% детей симптомы остаются постоянными. Факторами риска персистирования нарушений эмоциональной регуляции оказались низкий доход семьи, депрессия у родителей и межличностные проблемы внутри семьи.

 

В 40–70% случаев РАС сопровождается эмоциональными и поведенческими сложностями: тревогой, невнимательностью, изменением настроения. Это увеличивает риск стресса у родителей, способствует трудностям в обучении и нарушению повседневной жизнедеятельности.

 

Нарушение эмоциональной регуляции характеризуется сложностями в управлении эмоциями и поведением в ответ на внешние раздражители и проявляется приступами ярости, раздражительности и агрессией. Его раннее начало может свидетельствовать о менее благоприятном типе течения, что подтверждалось ранее проведёнными исследованиями. Различия между детьми по способности к саморегуляции зависят от позитивного взаимодействия с близкими, а изменения могут происходить из-за внешних (например, социально-экономические трудности) или психологических факторов (например, нарушения психического здоровья).

 

Согласно предыдущим исследованиям, нарушения эмоциональной регуляции могут проявляться уже в дошкольном возрасте и сглаживаться к периоду обучения в средней школе. Однако мы не знаем, свидетельствует ли тяжёлая эмоциональная дизрегуляция у детей младшего возраста о её сохранении после дошкольного периода, связана ли она с ранними факторами риска и в какой степени она предсказывает сложности в подростковом возрасте.

 

Свой эксперимент авторы провели на базе данных исследования Pathways in ASD. В него включались дети 2–4 лет с диагностированным аутизмом без неврологических или хромосомных аномалий, а также без нарушений слуха или зрения. Их обследовали через полгода (Т2) и год (Т3) после первичной постановки диагноза (Т1), а также в 6 лет (Т4), в 8 лет (Т5) и в 10 лет (Т6). Для оценки эмоциональной дизрегуляции использовали опросник The Aberrant Behavior Checklist (ABC/АВС). Для диагностики в период Т1 применялась методика ADOS или ADOS-2, для оценки невербального интеллекта — Cognitive Score from the Merrill Palmer-Revised Scales of Development (M-P-R), а для оценки развития речи — Preschool Language Scale (PLS-4). В период Т6 оценку функционирования семьи проводили с помощью опросников Child Behavior Checklist (CBCL) и Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS-II). Уровень знаний проверяли по тесту Векслера. Всего в исследовании приняло участие 396 семей.

 

Согласно опроснику АВС, результаты по шкале раздражительности коррелировали с результатами по шкале гиперактивности. При анализе данных опросника CBCL, отражающих нарушения регуляции, авторы обнаружили соответствие результатов по обоим тестам. Этот эффект сохранялся как в возрасте 6, так и 10 лет.

 

При использовании информационного критерия было выявлено снижение нарушений эмоциональной регуляции между периодами Т1 и Т3, а также между периодами Т4 и Т6. У 54% респондентов отмечалась умеренная скорость снижения эмоциональной дизрегуляции, у 28% симптомы практически не изменялись. 18% участников испытывали минимальные сложности с регуляцией эмоций, которые уменьшались к периоду Т3 и полностью проходили к периодам Т4–Т6.

 

Высокий уровень жизни и высшее образование у родителей повышали вероятность попадания ребёнка в группу с умеренным темпом снижения эмоциональной дизрегуляции. Депрессия у родителей и семейные проблемы уменьшали этот шанс. Высокие когнитивные способности у детей и хорошие взаимоотношения в семье чаще встречались в группе с минимально выраженными эмоциональными трудностями. Дети из этой группы не отличались от детей с умеренной скоростью снижения эмоциональной дизрегуляции по уровню социального функционирования, школьным достижениям и числу поведенческих проблем, отмечаемых учителями. Дети из группы с неизменными симптомами нарушений эмоциональной регуляции чаще страдали коморбидными психическими расстройствами.

 

Полученные результаты подтверждают теорию о том, что поддержка со стороны родителей, последовательное воспитание и навыки эмоциональной регуляции у родителей помогают сформировать соответствующие навыки у их детей.

 

Характеристики самих детей не продемонстрировали явной связи с каким-либо паттерном эмоциональной дизрегуляции. Однако некоторые предыдущие исследования выявили противоположные результаты. Возможно, это связано с различиями в возрасте выборки или методах измерения симптомов.

 

Таким образом, риск сохранения симптомов нарушения эмоциональной регуляции в большей степени связан с семейным контекстом. Депрессия у родителей и сложные взаимоотношения в семье достоверно прогнозируют высокую вероятность стойкой эмоциональной дизрегуляции. В меньшей степени она обусловлена особенностями состояния ребёнка. Будущие исследования важны для получения более подробной информации, связанной с данными результатами.

 

Перевод: Вирт К. О.

Источник: Teresa Bennett et al. Early-Onset Trajectories of Emotional Dysregulation in Autistic Children. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry.