Диагностика и лечение маниакальных эпизодов до сих пор вызывают у специалистов затруднения, в том числе из-за того, что нейробиология мании остается неизученной. Существуют отдельные теории возникновения мании, и одна из них – теория нарушения функционирования нейрональных сетей. Cotovio G., et al в своем литературном обзоре для Translational Psychiatry представили данные о нейроанатомических функциональных нарушениях, наблюдающихся при мании у пациентов, имеющих диагноз биполярное аффективное расстройство (БАР).
Мания характеризуется экспансивным, приподнятым и/или раздражительным настроением, повышенной энергичностью, повышенной самооценкой, снижением потребностью во сне, быстрой сменой мыслей, импульсивностью поведения. Функциональные нейроанатомические нарушения, описанные в литературном обзоре, были выявлены с помощью фМРТ, ПЭТ, ОФЭКТ.
Пациенты с текущим маниакальным эпизодом статистически значимо чаще, чем здоровые лица и лица с БАР в эутимии, имеют латерализованную дисфункцию лимбической системы (ЛДЛС), характеризующуюся главным образом гиперактивацией миндалевидного тела (МТ), гиппокампа, парагиппокампальной извилины слева и гипоактивацией аналогичных структур справа. Выраженность гиперактивации МТ слева в ответ на эмоциональные стимулы коррелирует с тяжестью симптомов мании.
Также у пациентов в мании наблюдаются: билатеральная гипоактивность нижней лобной извилины с большей её выраженностью справа (этот признак сохраняется и при достижении эутимии, поэтому он является потенциальным диагностическим маркером БАР), сниженная активация средней лобной извилины справа, гиперактивация островкой доли справа и базальных ганглиев билатерально, снижение активности ПФК в большей степени справа при выполнении когнитивных задач и принятии решений. Изменениями при мании затронута и передняя поясная кора (ППК): наблюдается её сниженная активация в go-no go тестировании и при реагировании на эмоциональные стимулы, повышенная активация имеет место при выполнении заданий на рабочую память, принятие решений и в покое, также была обнаружена прямая корреляция между активность ППК слева и тяжестью симптомов мании.
Между левым МТ и ППК слева, а также левым МТ и вентролатеральной (ВЛ) ПФК справа у пациентов с манией обнаруживалась большая негативная коннективность, чем в группе здоровых, также была выявлена меньшая функциональная связь между левым МТ и хвостатым ядром слева, покрышкой слева и ВЛПФК билатерально, большая связь между МТ справа и гиппокампом справа. Негативная коннективность МТ слева с ВЛПФК билатерально отрицательно коррелировала с тяжестью симптомов мании. Нарушение связей между ПФК и МТ может приводить к гипоактивации ПФК справа и нарушению её модулирующей функции в отношении левого МТ и других лимбических структур, что и будет являться ЛДЛС. Примечательно, что при разрушении отдельных структур правого полушария головного мозга у животных в исследованиях у них наблюдалась гиперактивность, свойственная пациентам с манией, у которых существует гипоактивность структур в этом же полушарии. Эти данные согласуются с теорией эмоциональной латерализации, согласно которой положительные эмоции в большей степени связаны с работой левого полушария головного мозга. Мания как осложнение органических поражений головного мозга также чаще возникает при поражении структур правого полушария головного мозга.
Ряд данных, касающихся функциональной нейроанатомии мании, имеет противоречивый характер и нуждается в дополнительном подтверждении. Авторы обзора считают, что подобные исследования позволят найти новые методы лечения мании, в частности, методы, основанные на стимуляции отдельных мозговых структур.
Автор перевода: Прусова Т. И.
Источник: Cotovio G, Oliveira-Maia AJ. Functional neuroanatomy of mania. Transl Psychiatry. 2022;12(1):29. Published 2022 Jan 24. doi:10.1038/s41398-022-01786-4