В настоящее время диагноз шизофрении выявляется исключительно на основе проведенного клинического интервью. Возможно, данная нозологическая единица включает в себя гетерогенные биологические состояние. Исследование, представленное в журнале Translational Psychiatry, раскрывает новый метод, биологического определения подгрупп шизофрении.

 


Разные варианты протекания шизофрении указывают на неоднородность основных биологических причин расстройства. Не меньше вопросов вызывает классификация шизофрении. Не существует клинически подтвержденных подгрупп данного заболевания. Тем не менее, даже если и найдется важная биологическая информация в маленьких подгруппах шизофрении, она просто потеряется среди огромного количества клинических случаев заболевания. Но как выявить подгруппы шизофрении без биологических данных?



Недавнее исследование, опубликованное в журнале Translational Psychiatry, описывает, как исследователи пытались объяснить парадокс (прим. переводчика «уловка-22»), возникший при взаимодействии двух взаимоисключающих понятий – субъективность и объективность. В своей работе учёные прежде всего использовали экспериментальную модель шизофрении на животных, которая помогла выявить процессы данного заболевания, схожие с человеческими, а именно – нарушение определенных клеточных сигнальных путей в головном мозге.

 



Авторы исследования решили сконцентрироваться на белке под названием «Нарушенный при шизофрении-1» (DISC1)». DISC1 – это белок, отвечающий за развитие нейронов и поддержание состояния синапсов. По словам Карстена Корта, была разработана генетическая модель крысы, в которой белок DISC1 был дисфункционален.



Авторы исследования применили обратный трансляционный подход к определению биомаркеры, подходящего для животной модели. Для трансгенной крысы были характерны аномальное поведение, нарушение нейронных связей, а также дисбаланс нейромедиаторов – все симптомы напоминают поведенческие расстройства, например, шизофрению. Изучая животную модель с такими же аномальными сигнальными сетями, как и у пациентов с шизофренией, исследователи обнаружили в ней уникальные маркеры крови. С помощью этих же маркеров можно определить, где схожие молекулярные пути могут быть нарушены у пациентов с диагнозом шизофрении. Таким образом, можно разделять пациентов на группы независимо от их клинического диагноза.



Идентификация таких маркеров крови в модели крысы стала возможна благодаря исследованию дифференциальной экспрессии генов в клетках крови. В результате было обнаружено, что они принадлежат к большей, нерегулируемой сети иммуноопосредованных генов. Протестировав маркеры, именуемые RGS1 и CCL4, в двух разных группах пациентов с диагнозом шизофрения, учёные заметили, что их уровень был снижен в обеих группах.



Учёные смогли выделить с точностью в 97%  подгруппу пациентов с шизофренией (27%), характеризующуюся уникальной дисрегуляцией сети иммунных генов, отсроченным возрастом начала заболевания, а также более легкими позитивными, негативными и когнитивными симптомами.

 

Данное исследование – это уникальное сочетание определения подтипа шизофрении на животной модели и анализа крови для выявления соответствующей подгруппы пациентов. Идентификация биологически определимого подтипа шизофрении была достигнута путем обратной трансляции. Выявленный подтип шизофрении может иметь сходные биологические нарушения с соответствующей животной моделью. Если эти отклонения соответствуют человеческой, эксперимент на животной модели может позволить разработать причинно-следственную фармакотерапию, эффективную именно для этой подгруппы пациентов с шизофренией. Данное исследование иллюстрирует новый и инновационный способ выявления подгрупп пациентов с психическими заболеваниями, что потенциально может привести к глобальным изменениям в культуре диагностики и в клинической психиатрии.



Автор перевода: Абрамова А.



Источник