Новости

 

В одном из недавних номеров журнала Translational Psychiatry было опубликовано исследование Xi Chen et al., в котором авторы изучили влияние макрофагальных факторов, препятствующих миграции (migration inhibitory factor, MIF), на развитие метаболических побочных эффектов при приёме антипсихотических препаратов. Они обнаружили, что концентрация MIF в крови увеличивается, если пациенты, страдающие шизофренией, используют атипичные антипсихотики (ААП). Повышение MIF способствовало инсулинорезистентности, причём это было связано главным образом с ростом уровня инсулина, а не глюкозы. Также увеличивались концентрации общего холестерина и триглицеридов в крови. При использовании антипсихотиков первого поколения (АПП) изменений в уровне MIF не отмечалось. Таким образом, MIF может быть маркером для мониторирования метаболических побочных эффектов.

 

Из-за множества рецепторных взаимодействий ААП приводят к метаболическим нарушениям. Эти препараты изменяют функцию жировой ткани, что нарушает образование адипокинов. Адипокины участвуют в процессах инсулинорезистентности, ожирении и гиперлипидемии. Уровень адипокинов в крови представляет собой важный показатель метаболической дисфункции. К адипокинам относятся провоспалительные цитокины, такие как MIF. Уровень MIF увеличивается при ожирении и сахарном диабете 2 типа и способствует гипертриглицеридемии.

 

Увеличение концентрации MIF в крови может являться индикатором нарушения метаболизма. В проведённых исследованиях была обнаружена ассоциация полиморфизма генов MIF с шизофренией и биполярным расстройством.  Повышенный уровень MIF ассоциировался с шизофренией, монотерапией первого эпизода оланзапином, повышением веса, инсулинорезистентностью и гиперлипидемией на её фоне. Авторы нового исследования поставили перед собой задачу определить влияние на уровень MIF других ААП и уточнить, возможно ли использовать этот показатель как маркер метаболических нарушений.

 

Для исследования авторы отобрали 388 человек в возрасте 18–65 лет с шизофренией и 142 человека для контрольной группы. Всем респондентам измеряли окружность талии и бёдер. В анализе крови определяли уровни инсулина, глюкозы, гемоглобина A1c (HbA1c), холестерина, ЛПНП, ЛПВП, триглицеридов, аполипопротеина A1 (ApoA1), аполипопротеина B (ApoB) и MIF. 32 человека получали хлорпромазин, 114 – оланзапин, 77 – клозапин, 41 – арипипразол, 93 – рисперидон, 31 – кветиапин. Измерив MIF в плазме крови у обеих групп респондентов, авторы обнаружили, что хлорпромазин не изменял их уровень. Все используемые в исследовании ААП повышали уровень MIF в группе шизофрении по сравнению с контрольной группой и группой с АПП. Между ААП разницы не было.

 

Для определения абдоминального ожирения авторы использовали измерение окружности талии и бёдер. Этот показатель увеличивался в группе ААП по сравнению с контрольной группой. При подсчёте методом линейной регрессии авторы определили, что уровень MIF положительно коррелировал с данными об окружности талии и бёдер.

 

В группе ААП увеличивался индекс инсулинорезистентности (HOMA-IR) по сравнению с контрольной группой. Этот показатель положительно коррелировал с MIF и уровнем инсулина. Приём ААП не влиял на уровень общего холестерина, но снижал уровень ЛПВП. Оланзапин и клозапин увеличивали уровень ЛПНП в плазме. Оланзапин и арипипразол увеличивали уровень триглицеридов. Также клозапин приводил к увеличению уровня ApoB. Уровень MIF положительно коррелировал с уровнем общего холестерина.

 

При приёме хлорпромазина увеличивались HOMA-IR, уровни глюкозы и HbA1c в крови по сравнению с контрольной группой. Также у этих пациентов снижался уровень ЛПВП, увеличивались уровни ApoA1 и ApoB. Корреляции этих показателей с MIF авторы не обнаружили. Авторы сравнили результаты нового исследования с предыдущими экспериментами на животных. В них они обнаруживали пути активации гиперфагии за счёт АМФ-активируемой протеинкиназы и агути-белка. Однако каким образом MIF регулирует аппетит у пациентов с шизофренией, принимающих АПП, остаётся неясным.

 

В новом исследовании авторы не обнаружили изменений уровня глюкозы и HbA1c в крови, тогда как другие исследования наблюдали изменения в этих показателях. Они объяснили это тем, что нарастающая инсулинорезистентность, возможно, не даёт значимого изменения уровня глюкозы, и что MIF может увеличивать выделение инсулина из бета-клеток.

 

Таким образом, по результатам исследования авторы делают вывод, что уровень MIF влияет на метаболические побочные эффекты (ожирение, инсулинорезистентность, гиперлипидемия) некоторых ААП. У пациентов с увеличением MIF должны чаще исследоваться показатели метаболизма. Изучение вмешательств, направленных на MIF или на связанные с ним механизмы, может стать стратегией для предотвращения метаболических эффектов.

 

Перевод: Вирт К. О. 

 

Источник: Xi Chen et al. High circulating MIF levels indicate the association with atypical antipsychotic-induced adverse metabolic effects. Translational Psychiatry. https://www.nature.com/articles/s41398-024-02934-8