На сегодняшний день, большое депрессивное расстройство (БДР) вносит ощутимый вклад в увеличение инвалидности и смертности. Около двух третей всех пациентов страдают от остаточных симптомов после первого цикла лечения селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (СИОЗС). Как следствие, существует клиническая необходимость в полной реабилитации пациентов после болезни, которая способствует изучению клинических, генетических и нейронных предпосылок заболевания. Несколько исследований подчеркнули роль передней медиальной префронтальной коры (amPFC), а также передней поясной (ACC) и задней поясной коры (PCC) в прогнозировании возможности развития стойкой ремиссии после лечения СИОЗС. В свою очередь, такие зоны как передняя островковая доля или дорсо-латеральная префронтальная кора (dlPFC) используются в качестве дополнительных предикторов выздоровления.
К сожалению, даже большое количество исследований не смогли окончательно определить те мозговые механизмы, которые можно использовать в качестве подобных предпосылок. Это неудивительно, учитывая временную динамику взаимодействий между упомянутыми мозговыми системами, влияющую на индивидуальный исход и течение болезни.
Предыдущие клинические исследования предоставили убедительные доказательства того, что очень стойкие когнитивные симптомы, такие как нарушения памяти или руминации, связаны с неблагоприятным течением болезни с точки зрения ее начала, возможности полного выздоровления пациента, периодичности и возможности будущего рецидива. Однако для клинического применения требуется более прямая когнитивная задача. Например, задача N-back, используемая для оценки развития рабочей памяти, хорошо подходит для оценки таких базовых когнитивных функций, как взаимодействие между сетями когнитивного контроля (например, dlPFC/ лобно-теменная сеть) и эмоциональной обработки (например, amPFC / сеть пассивного режима работы). Явным преимуществом этой задачи является то, что она менее подвержена артефактам по сравнению с другими стандартными парадигмами, применяемыми в исследованиях БДР.
Данное исследование выявило потенциальные нейронные маркеры, которые могут предугадывать выздоровление пациентов с БДР. Таким образом, снижение активации amPFC коррелирует со снижением симптоматики и возможной ремиссией. В то время, как повышенная активация dlPFC сопровождается ослаблением коннективити между dlPFC и amPFC, dlPFC и PCC, что также говорит о возможности реабилитации пациента с БДР. Изменение коннективити внутри сети пассивного режима работы (DMN) имеет решающее значение для смягчения депрессивных симптомов, в частности, стойких остаточных когнитивных нарушений.
В исследованиях с использованием СИОЗС также наблюдались изменения активации в amPFC (в области с относительно высокой плотностью транспорта серотонина). Ранее, была доказана связь области amPFC с наличием руминаций (путем использования того же эксперимента с задачей “n-back”). Это подтверждает представление о том, что уменьшение активации amPFC во время внешне ориентированных задач, представляет собой успешное подавление DMN, необходимое для улучшения когнитивной деятельности. А это, в свою очередь, имеет решающее значение для выздоровления.
Автор перевода: Ющук И.В.
Источник: Bernhard M. Meyer, Ulrich Rabl, Julia Huemer, Lucie Bartova, Klaudius Kalcher, Julian Provenzano, Christoph Brandner, Patrick Sezen, Siegfried Kasper, Alan F. Schatzberg, Ewald Moser, Gang Chen & Lukas Pezawas. Prefrontal networks dynamically related to recovery from major depressive disorder: a longitudinal pharmacological fMRI study. Translational Psychiatry 9, Article number: 64 (2019)