Новости

 

Исследования последних десятилетий указывают на временной и феноменологический континуум психотических переживаний и позволяют предположить, что психотические симптомы возникают не только у пациентов с расстройствами шизофренического спектра,  но и у пациентов с аффективными и тревожными расстройствами, а также у отдельных лиц, не обращающихся за психиатрической помощью.

 

Психотические симптомы, которые проявились, несмотря на отсутствие болезни, принято называть опытом психотического типа (ОПТ) или неклиническим психотическим фенотипом. Согласно ряду исследований, средняя распространенность ОПТ в общей популяции составляет 5–8% и даже имеет более высокие показатели у детей и подростков. Кроме того, ОПТ  повышает риск расстройств шизофренического спектра во всех возрастных группах. Это навело учёных на мысль, что ОПТ является промежуточной стадией на переходе к патологии и бывает разной интенсивности и устойчивости.

 

ОПТ по своему проявлению похож на паранормальный опыт, который часто встречается в населении, где такие явления называют “физически невозможными”. Веру в паранормальные явления и ОПТ действительно объединяют некоторые особенности, в числе которых  предубеждения, основанные на паранормальных и бредовых идеях. ОПТ мало изучены в неклинической части населения. Одно из исследований в данной области провели недавно B. Hinterbuchinger et al.

 

В опросе по продромальным психотическим симптомам, состоявшем из 16 пунктов, приняло участие 402 индивида от 19 до 83 лет. 224 заявили о заинтересованности в эзотеризме, причём 71,4% из них были женского пола. Результаты исследования продемонстрировали, что неклиническая выборка людей, интересующихся эзотеризмом, показала значительно более высокие оценки по анонимному инструменту скрининга на психотические переживания по сравнению с людьми, не заинтересованными в эзотеризме.

 

Женщины наиболее часто утвердительно отвечали на пять вопросов (особенно в более молодом возрасте): “Я часто слышу необъяснимые звуки, такие, как стук, пощёлкивание, шипение, хлопанье в ладоши, звон”, “Иногда я не могу точно понять, наяву ли происходящее или нет”, “Я очень беспокоюсь, когда впервые с кем-нибудь знакомлюсь”, “Иногда я думаю так громко, что будто слышу свои мысли”, “Иногда мне кажется, что я не могу управлять своими чувствами и мыслями”. Мужчины давали утвердительный ответ на следующие: “Меня больше не интересует то, что интересовало раньше”, “Мне казалось, что части моего тела изменились или стали работать иначе”. Женщины чаще мужчин выбирали ответ “да” на утверждение: “Мне казалось, что человек или энергия были вокруг меня, хотя ничего не было видно”.

 

Учитывая континуальную модель психотических расстройств, отделить патологические заблуждения от веры или ОПТ довольно непросто. Поскольку ОПТ, схожий с галлюцинациями или бредовыми идеями, чаще встречаются в неклинической части населения, следует с вниманием относиться к аномальным или психотическим опытам среди тех, кто не обращался за помощью. Возможно, дальнейшее изучение данной проблемы поможет понять роль ОПТ в развитии психотических расстройств, а также выявить некоторые защитные механизмы, которые не были замечены ранее при более однородных условиях.

 

Материал подготовлен в рамках проекта ProШизофрению — специализированного раздела официального сайта Российского Общества Психиатров, посвященного шизофрении, современным подходам к её диагностике и лечению.

 

Автор перевода: Корнеева К.К.

 

Редакция: Касьянов Е.Д.

 

Источники:

 

  1. Hinterbuchinger, B., et al. Psychotic-like experiences in esoterism: A twilight zone?, Schizophr. Res. (2017), http:// dx.doi.org/10.1016/j.schres.2017.08.009
  2. Kelleher, I., Cannon, M., 2011. Psychotic-like experiences in the general population: characterizing a high-risk group for psychosis. Psychol. Med. 41 (1), 1–6.
  3. Tobacyk, J.J., Wilkinson, L.V., 1990. Magical thinking and paranormal beliefs. J. Soc. Behav. Personal. 5 (4), 255.