Согласно известной работе Роджера Сперри (Roger Sperry) и Майкла Газзанига (Michael Gazzaniga), пациенты с «расщепленным мозгом» испытывают симптомы раздвоенного сознания: левое и правое полушария головного мозга могут независимо друг от друга воспринимать раздражители и реагировать на них. Пациенты с расщепленным мозгом – это пациенты, перенесшие операцию по перерезанию мозолистого тела – нервного тракта, соединяющего два полушария.

Однако, согласно новой научной работе голландского исследователя Йера Пинто (Yair Pinto) и его коллег, традиционный взгляд является ошибочным: на самом деле нет никаких свидетельств о раздвоении сознания у этих пациентов.

Пинто и коллеги провели ряд исследований на двух пациентах с расщепленным мозгом, условно обозначенных как «DDC» и «DDV». Ниже кратко изложены результаты их исследований и то, как эти результаты отличаются от традиционной точки зрения:
До сих пор считалось, что пациент с расщепленным мозгом может узнать раздражитель, представленный в левой половине поля зрения, только с помощью левой руки, а не правой.

Раздражитель в правой половине поля зрения может быть распознан с помощью правой руки, а также вербально; это объясняется тем, что речевой центр находится в левом полушарии мозга, а левое полушарие получает зрительную информацию из правого поля зрения.

Тем не менее, Пинто и коллеги установили, что их пациенты могли сообщить о присутствии раздражителя в левом или правом поле зрения, с использованием руки, а также вербально. Другими словами, пациенты с расщепленным мозгом справлялись с этим заданием абсолютно нормально.

Оба пациента указали на то, что они были в состоянии воспринимать все поле зрения целиком (а не только левую или правую его часть). Они также говорили, что чувствовали и могли управлять всем своим телом. В дополнение к этому, они сообщили, что после операции их сознание осталось единым (т.е. ни в мозге, ни в теле не было ощущения присутствия другого сознания).

Впрочем, у пациентов данного исследования наблюдались некоторые нарушения. Пациент DDC не мог сказать, были ли предметы, представленные в правом и левом зрительных полях, одинаковыми или они отличались. Это означает, что процесс передачи информации между двумя полушариями мозга был действительно нарушен – в связи с этим возникает вопрос, почему данный факт никак не осознается пациентом.

Пинто и коллеги пришли к выводу, что даже в отсутствие массивного обмена информацией между двумя полушариями и, следовательно, усилению автономности работы каждого из них, целостность сознания и реагирования остается почти полностью сохранной. Эта сохранная целостность сознания сильно противоречит двум ведущим на данный момент теориям сознания – Теории глобального рабочего пространства (en.wikipedia.org/wiki/Global_Workspace_Theory) и Теории интеграции информации (en.wikipedia.org/wiki/Integrated_information_theory).

Подготовила: Захарова Ю.С.

Источник: Pinto Y, Neville DA, Otten M, Corballis PM, Lamme VA, de Haan EH, Foschi N, & Fabri M. Split brain: divided perception but undivided consciousness. Brain. 2017 Jan 24

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.