Новости

 

Расстройство дезадаптивного поведения (Disruptive behavior disorders, DBD) – частая причина направления ребёнка к психиатру. Оно наблюдается при оппозиционном расстройстве, социализированном и несоциализированном расстройствах поведения: дети склонны к агрессии, стремятся добиться своего любой ценой. Чем яснее будут мотивы нежелательных поведенческих актов, тем точнее удастся сформулировать принципы фармако- и психотерапии.

 

Исследования фокусируются на системе вознаграждения (она включает в себя дофаминовую систему в мезолимбической области и, очевидно, задействована в патогенезе DBD), особенно на прилежащем ядре и вентральной части полосатого тела. Прилежащее ядро активируется в ответ на эмоциональные стимулы и на оперантное обусловливание. За счёт ассоциативных связей между полосатым телом и орбитофронтальной корой (ОФК) происходит оценка подкрепления, между полосатым телом и вентромедиальной префронтальной корой (ПФК) – анализ прошлого опыта и регулирование ответа в зависимости от этого опыта, между полосатым телом и дорсальной частью передней поясной коры – анализ несоответствия. 

 

Процессы при ожидании вознаграждения и при его получении различаются. Так, признаки будущего вознаграждения провоцируют фазный выброс дофамина в стриатуме, в результате возникает побуждение получить желаемое. А при получении желаемого переживается удовольствие от обладания. В отсутствие признаков вознаграждения дофамин среагирует на неожиданное подкрепление (т. н. положительная ошибка прогнозирования). При повторении предикторов перед непосредственным подкреплением реакция дофаминовой системы смещается на них. Следовательно, одна из главных задач системы вознаграждения – формирование адаптивных и гибких реакций для скорейшего получения вознаграждения.

 

Дети с DBD демонстрируют сильное стремление к цели в сочетании с отсутствием навыков успокоения при фрустрации. Они чаще проявляют агрессию, что предположительно связано с чрезмерной активацией эмоционального компонента при достижении вознаграждения. Однако результаты исследований с использованием фМРТ  неоднозначны – возможно, из-за разных типов эмоциональной реактивности респондентов. Так, среди детей с DBD немало равнодушных и безэмоциональных лиц, менее эмпатичных, реже испытывающих чувства жалости и вины. Согласно исследованиям, у них при оперантном обусловливании и обучении нравственности обнаруживается нарушение ассоциативной связи между миндалевидным телом и ОФК. Иногда выявляется снижение активации медиальной ПФК. 

 

В апреле 2021 г. издание American Journal of Psychiatry опубликовало исследование Samuel W. Hawes et al. Авторы проанализировали, учитывая в том числе и пол участников, активацию зон мозга в ответ на вознаграждение у детей с DBD по сравнению с группой контроля и у детей с DBD в сочетании с равнодушием и безэмоциональностью по сравнению с группой контроля. Предполагалось, что, вне зависимости от наличия или отсутствия равнодушия и безэмоциональности, у лиц с DBD активность некоторых мозговых структур будет снижена при ожидании награды и увеличена – при получении. Авторы обратились к базе данных одного из самых крупных исследований DBD с использованием фМРТ – Adolescent Brain and Cognitive Development Study (ABCD). В нем участвовало 11874 здоровых ребенка 9–10 лет. За респондентами наблюдали вплоть до подросткового возраста. В группу DBD вошло 276 человек, в группу DBD с равнодушием и безэмоциональностью – 198 человек, в группу контроля – 693 человека. Для изучения активации участков мозга при ожидании вознаграждения и при его получении использовались деньги. 

 

Непосредственно перед заданием респондентам демонстрировалась фигура – розовый круг, желтый квадрат или синий треугольник – обозначавшая победу, поражение или отсутствие стимула, а также сумму на кону (20 центов или 5 долларов). Затем участнику показывали ту же фигуру, но чёрного цвета, и он мог либо выиграть деньги, либо проиграть. Длительность демонстрации фигуры чёрного цвета менялась. Всем респондентам проводилась фМРТ. 

 

В ходе эксперимента авторы обнаружили спад активности в дорсальной части передней поясной коры у детей с DBD из обеих групп по сравнению с детьми из группы контроля. Респонденты из группы DBD продемонстрировали снижение активности в дорсальной и вентральной частях полосатого тела по сравнению с респондентами с DBD с равнодушием и безэмоциональностью и здоровыми сверстниками. Что касается получения вознаграждения, то лица с DBD обнаружили увеличение активности в ОФК и прилежащем ядре по сравнению с группой контроля. У детей из группы DBD с равнодушием и безэмоциональностью наблюдалась большая активация миндалевидного тела по сравнению со здоровыми сверстниками и большая активация дорсальной поверхности передней поясной коры.

 

Относительно нейросети у лиц с DBD обнаружено снижение активности в системе ожидания вознаграждения по сравнению с группой DBD с равнодушием и безэмоциональностью и здоровыми сверстниками. В то же время дети из группы DBD с равнодушием и безэмоциональностью показывали усиление активации системы ожидания вознаграждения по сравнению с контрольной группой. 

 

Таким образом, новое исследование, как и предыдущие, продемонстрировало снижение активности фронтостриальной системы при ожидании вознаграждения. В частности, дорсальная область передней поясной извилины, осуществляя когнитивный и моторный контроль, улучшает сосредоточенность на цели и позволяет сформировать эффективное поведение. При снижении активности в передней поясной коре при DBD становится сложнее концентрироваться на цели, принять решение. 

 

Обнаружение снижения активности в вентральном стриатуме соотносится с результатами предыдущих исследований, демонстрирующих, что снижение активности полосатого тела может быть маркером DBD, но не DBD с равнодушием и безэмоциональностью. Дорсальная часть стриатума ответственна за принятие решений на основании сенсомоторной, когнитивной и мотивационной информации. В новом эксперименте снижение активности дорсального стриатума обнаруживалось только в сочетании со снижением активности дорсальной части поясной извилины у детей с DBD, поэтому авторы говорят о необходимости дополнительных исследований. 

 

Обнаруженное увеличение активности в поясной извилине, ОФК и вентромедиальной ПФК в ответ на получение награды соответствует результатам ранее проведённых исследований, показавших, что дети с DBD проявляют поведенческие реакции в момент получения награды (это выражается в увеличении фронтостриальной активности). Отсюда следует, что люди с DBD склонны к наградо-ориентированному поведению, приводящему к характерным для детей с равнодушием и безэмоциональностью импульсивным поступкам.

 

Дорсальная часть передней поясной извилины активируется в ответ на поведение, приводящее к вознаграждению. Задняя поясная извилина ассоциирована с хорошим самоощущением после получения вознаграждения. Эти зоны формируют самореференциальную нейросеть. Снижение активности в дорсальной части передней поясной извилины, усиление активности в задней поясной извилине и миндалевидном теле у детей с DBD с равнодушием и безэмоциональностью говорит о росте положительных эмоций в случае вознаграждения, большей ценности награды, а также о необходимости мотивации в виде положительной обратной связи для коррекции поведения. От внутренних сигналов поведение таких детей зависит меньше. 

 

В заключении авторы предполагают, что области головного мозга, в которых регистрировались изменения, могли бы сформировать нейросеть вознаграждения. Из-за неоднозначности результатов эта гипотеза требует дальнейшей проверки.

 

Таким образом, новое исследование подталкивает к выявлению биомаркеров риска развития DBD – в будущем это позволит принимать эффективные меры профилактики. 

 

Автор перевода: Вирт К.О.

 

Редактор: Явлюхина Н. Н. 

 

Источник: Samuel W. Hawes, Rebecca Waller, Amy L. Byrd, James M. Bjork, Anthony S. Dick, Matthew T. Sutherland, Michael C. Riedel, Michael J. Tobia, Nicholas Thomson, Angela R. Laird, Raul Gonzalez. Reward Processing in Children With Disruptive Behavior Disorders and Callous-Unemotional Traits in the ABCD Study. American Journal of Psychiatry.