Новости

 

Синдром Котара достаточно редко встречается в психиатрической практике. На основе описанных в литературе случаев авторы обзора проанализировали психопатологические характеристики синдрома Котара и выделили несколько групп его проявлений. Авторы выполнили систематический обзор всех случаев синдрома Котара, упомянутых с 2005 г. по январь 2018 г. в базе данных MEDLINE/PubMed. Для каждого случая учитывались его демографические и клинические характеристики. Затем был проведен исследовательский факторный анализ симптомов. Всего было найдено 86 публикаций, из которых 69 были потенциально релевантными. После знакомства с полными текстами для систематического обзора были отобраны 55 публикаций, в которых описывалось 69 случаев.

 

 

Авторы выделяют 3 типа нигилистического бреда: а) нигилистический бред существования, когда пациент отрицает собственное существование, как в соматическом, так и/или в духовном смысле; б) нигилистический бред относительно тела, когда пациент отрицает наличие каких-либо частей тела, утверждая, например, что у него нет внутренних органов или он сгнил изнутри; в) нигилистический понятийный бред, когда пациент заявляет, что ничего не существует или отрицает существование других людей. Интересно, что бредовые идеи осуждения, вины и бессмертия встречались реже, чем в выборке Berrios et al., охватывавшей промежуток с 1880 по 1993 гг. Это может быть связано как с тем, что на протяжении 20 века трактовка синдрома Котара становилась все более упрощенной, и в настоящее время он рассматривается преимущественно как монотематический бред, что не способствует подробным психопатологическим описаниям; так и с произошедшими изменениями в нравственной сфере и религиозной культуре. 

 

Авторы установили, что психопатологическая структура синдрома Котара гораздо сложнее, чем просто наличие бреда собственной смерти, поскольку он имеет факторную структуру. С помощью исследовательского факторного анализа было выделено 3 фактора: 

 

1) психотическая депрессия, в том числе с бредовыми идеями вины (0.721), суицидальными мыслями (0.685), идеями самообвинения и вечных мук (0.662), нигилистическим бредом, касающимся тела (0.642), депрессией (0.522) и ипохондрическими бредовыми идеями (0.535); 

 

2) бредово-галлюцинаторный синдром, куда входили пациенты с бредом бессмертия (0.566), зрительными галлюцинациями (0.545) и нигилистическим бредом собственного существования (0.451); 

 

3) смешанный фактор, включающий пациентов с нигилистическим понятийным бредом (0.702), тревогой (0.573) и слуховыми галлюцинациями (0.560). 

 

Авторы установили, что диагноз большого депрессивного расстройства (P<0.001) и органического психотического расстройства (P=0.004) чаще встречался в группе возрастных пациентов с синдромом Котара.

 

Из полученных результатов, по мнению авторов, вытекает следующее: существует группа пациентов с синдромом Котара, в клинической картине которых на первый план выходит галлюцинаторно-бредовая, а не аффективная симптоматика. Пациенты с галлюцинаторно-бредовым вариантом синдрома Котара, по всей видимости, не дают достаточный ответ на лечение антидепрессантами, и нуждаются в терапии антипсихотиками.

 

Автор перевода: Лафи Н.М.

 

Источник: Huarcaya-Victoria, J., Bojórquez-De la Torre, J., & De la Cruz-Oré, J. (2018). Estructura factorial del Síndrome de Cotard: revisión sistemática de reportes de caso. Revista Colombiana de Psiquiatría. doi:10.1016/j.rcp.2018.10.008