Новости

 

Суицидология – парадоксальная область знаний о психическом здоровье, ведь источником информации для исследователей служат показания людей, которые не совершали самоубийства, но выжили после суицидальной попытки. За собственно суицидом стоит множество явлений: суицидальные мысли, самоповреждающее поведение, суицидальные намерения. Приблизиться к пониманию (и профилактике) суицидального поведения можно поговорив с людьми, совершившими попытку самоубийства: что ими двигало? Чего они на самом деле хотели добиться? Что на них повлияло?

 

В тематическом номере журнала Consortium Psychiatricum, посвященном суицидам и чрезвычайным ситуациям, опубликовано исследование профессора Всеволода Анатольевича Розанова, сопредседателя секции суицидологии Всемирной психиатрической ассоциации (WPA). Работа посвящена изучению факторов, влияющих на намеренность и субъективное ожидание летального исхода у молодых мужчин и женщин во время суицидальной попытки.

 

Исследование проводилось с использованием выборки лиц, совершавших попытку суицида, тщательно составленной с учетом различных медицинских, психосоциальных и культурных характеристик. С испытуемыми были проведены интервью в атмосфере понимания и поддержки, в которых также участвовали их родители. Для оценки намеренности применялась шкала намеренности суицидальных действий Бека. Также использовались Шкала депрессии Бека, индекс благополучия WHO-5, шкала оценки насильственных действий Плутчика и шкала характеристик гнева Спилбергера. В первую очередь целью исследования было выяснить: каковы по мнению участников были их шансы умереть в результате суицидальной попытки.  

 

Среди участников исследования выделились три группы: те, кто, совершая попытку суицида, не думал о смерти вообще или едва ли думал о ней; те, кто считал, что смерть возможна, но маловероятна, и тех, кто считал, что с большой вероятностью или точно умрет. При этом было выявлено несколько весьма любопытных гендерно-специфических особенностей, связанных с субъективно ожидаемой летальностью. Например, среди мужчин превалировали проблемы с зависимостью, а среди женщин – невротические и связанные со стрессом расстройства.

 

Наиболее примечательным оказалась разница между женщинами и мужчинами в отношении неблагоприятных событий из детства (до 18 лет), связанных с их суицидальным поведением. Вопреки распространённым гендерным стереотипам, у мужчин такими факторами оказались, например, отсутствие родительской любви, а у женщин – неспособность достичь важной цели.

 

Выявление подобных закономерностей на большом статистическом материале – важный шаг на пути к пониманию того, какие факторы риска суицидального поведения существуют для молодых мужчин и женщин в период детского развития.

 

Результаты исследования помогут лучше понять влияние различных факторов на исход суицидальной попытки, а также могут быть использованы при посткризисном консультировании для предотвращения дальнейших попыток.

 

Журнал Consortium Psychiatricum также провел интервью с профессором В.А. Розановым, посвященное его исследованию: 

 

 

 

Текстовая версия

 

Автор: Розанов В.А.

 

Источник: https://consortium-psy.com/jour/article/view/161/pdf_1 

 

Для цитирования: Rozanov V.A. Psychosocial and Psychiatric Factors Associated with Expected Fatality during Suicide Attempt in Men and Women // Consortium Psychiatricum. – 2022. – Vol. 3. – N. 2. – P. 48-59. doi: 10.17816/CP161