Депрессивное расстройство довольно часто встречается у детей и подростков. Однако, оптимальное лечение так и не было разработано. Являются спорными утверждения об использование антидепрессантов для купирования умеренной и тяжёлой депрессии у подростков, и о том, надо ли добавлять эти препараты при проведении психотерапии. Мета-анализы демонстрируют незначительное преимущество антидепрессантов над плацебо у детей и подростков. Единственным исключением оказался флуоксетин. Поэтому именно он является препаратом первой линии в гайдлайнах многих стран. 

 

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) – это наиболее изученный метод психотерапии у детей и подростком. Она имеет доказанную эффективность при лечении депрессии. В 2004 году в JAMA было опубликовано исследование TADS (Treatment for Adolescents With Depression Study), авторы которого обнаружили превосходство КПТ в сочетании с антидепрессантами над лечением с использованием только КПТ. Однако другие работы на эту тему не дали подобных результатов.

 

В июле 2019 года в журнале The Lancet Psychiatry было опубликовано исследование Christopher G. Davey и соавторов. Они проверили эффективность КПТ в сочетании флуоксетином по сравнению с КПТ в сочетании с плацебо при лечении детей с умеренной и тяжёлой депрессией. Для этого они отобрали респондентов в возрасте 15 – 25 лет, проходивших лечение в Мельбурне по поводу умеренной или тяжёлой депрессии. Методом рандомизации они были разделены на две группы: первая группа получала КПТ в сочетании с флуоксетином, а вторая – КПТ в сочетании с плацебо. Начальная доза лекарственного препарата составляла 20 мг. КПТ представляла собой еженедельные 50-минутные сессии, состоящие из 7 модулей: психообразование, понимание и мониторинг собственных эмоций, активация, модель ABC и поиск возможностей, обнаружение автоматических мыслей, когнитивная реструктуризация иррациональных убеждений, предупреждение рецидива. Через 12 недель состояние респондентов было проанализировано с помощью шкалы депрессии Монтгомери-Асберга (MADRS). 

 

Исследование длилось с 20 февраля 2013 года по 13 декабря 2016 года. В нём приняло участие 153 человека (77 респондентов( 50%) получали с КПТ плацебо, остальные 76 респондентов вместе с КПТ принимали флуоксетин). Все участники страдали тяжёлой депрессией. При этом 47 (61%) человек из группы с плацебо и 49 (64%) человек из группы, принимающих флуоксетин, депрессию осложняло тревожное расстройство. Кроме того, 55 (71%) респондентов из группы с плацебо и 59 (78%) респондентов из группы с флуоксетином имели суицидальные мысли, а 59 человек из группы с плацебо и 64 человека из группы с флуоксетином завершили  исследование через 12 недель. 

  

Через 12 недель лечения в обоих группах наблюдалось снижение количества баллов по шкале MADRS по сравнению с начальным уровнем: с 33,6 до 11,4 баллов в группе с плацебо и с 32,2 до 12,9 баллов в группе с флуоксетином. Как видно, значительной разницы между ними не было. Однако, за время лечения в группе с плацебо было зафиксировано 5 попыток суицида, тогда как в группе с флуоксетином только одна. При этом существенного различия в суицидальном поведении между группами не наблюдалось. В группе с применением флуоксетина чаще наблюдалось нанесение самоповрежлений с несуицидальной целью, причём чаще у респондентов, младше 18 лет. Хотя статистически это не имело значения, возрастные различия всё же обращают на себя внимание. 

 

Таким образом, в отличие от исследования TADS 2004 года, убедительных доказательств преимущества добавления к КПТ флуоксетина получено не было. Возможно, это связано с тем, что в первом исследовании не было плацебо-контроля, а значит не было и двойного «ослепления» и рандомного распределения респондентов по группам, что снижает достоверность результатов. 

 

Результаты нового исследования также  продемонстрировали, что КПТ в сочетании с флуоксетином более эффективно в лечении тревоги. Это согласуется с результатами других мета-анализов, которые выявили большую эффективность антидепрессантов при лечении коморбидных депрессивных и тревожных расстройств.

 

Респонденты более старшего возраста чаще всего отличались тем, что эпизод депрессии, который изучался в исследовании, был не первым. Следовательно, они могли иметь худший результат при любой терапии. 

 

Авторы отмечают, что в других исследованиях, в которых участвовали респонденты, не получавшие терапию антидепрессантами ранее, результаты показывали достоверные различия в аналогичных группах сравнения. 

 

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что у пациентов моложе 18 лет разницы между терапией КПТ и КПТ в сочетании с флуоксетином нет. Но в группе пациентов из 2-й группы старше 18 лет наблюдается более сильная редукция депрессивных симптомов, особенно в сочетании тревожными расстройствами. 

 

Автор перевода: Вирт К.О.

 

Источник: Christopher G. Davey, Andrew M. Chanen,Sarah E. Hetrick, Sue M. Cotton, Aswin Ratheesh, Günter P. Amminger. The addition of fluoxetine to cognitive behavioural therapy for youth depression (YoDA-C): a randomised, double-blind, placebo-controlled, multicentre clinical trial. The Lancet. Psychiatry.