Результаты анализа статистики российской государственной психиатрической службы, выполненного Иваном Мартынихиным, показали, что ряд диагностических категорий психиатры используют не так, как предполагается МКБ-10. Подробный отчет об исследовании был опубликован в журнале Consortium Psychiatricum.
С 1999 года опубликованные национальные статистические данные о частоте психических расстройств в России основаны на диагнозах МКБ-10. По результатам исследования было выявлено, что ряд психических расстройств российские клиницисты диагностируют значительно реже, чем этого стоило ожидать, исходя из данных международных эпидемиологических исследований. Например, количество зарегистрированных в России случаев биполярного аффективного расстройства в 90 – 150 раз меньше, чем его распространенность по данными мета-анализов, депрессии – в 50 – 70 раз, тревожных расстройств – в 25 – 50 раз, аутизма – в 30 раз. Напротив, диагнозы непсихотических психических расстройств и шизофрении используются неоправданно часто.
Результаты опроса психиатров об использовании рекомендаций МКБ-10 в диагностике психических расстройств показали, что большой процент респондентов непосредственно в своей работе не используют диагностические критерии и в целом неудовлетворительно оценивают утилитарные свойства руководства к классификации.
Итоги онлайн-опроса о диагностике шизофрении продемонстрировали во многом формальное использование руководств к МКБ-10. Треть респондентов никогда не сверяется с диагностическими перечнями, треть – делает это время от времени. Только 19% участников пользуются МКБ-10 как единственным источником, 49% применяют также классификацию шизофрении Снежневского. Участники опроса отметили, что эта классификация им знакома, в отличие от МКБ-10, и кажется простой, логичной и понятной. Также при диагностике респонденты используют критерии Е. Блейлера, К. Шнайдера, DSM-IV и DSM-V.
Итоги опроса демонстрируют, что при постановке диагноза шизофрении многие клиницисты руководствуются не современными международными диагностическими критериями, а устаревшими подходами, включающими в том числе и субъективную диагностику. Результаты исследования выявили, что некоторые врачи намеренно диагностируют шизофрению у пациентов с другими психическими расстройствами. 20% респондентов в ряде случаев ставят диагноз «шизофрения» у пациентов, чтобы обосновать требуемую им группу инвалидности и обеспечить получение субсидированных лекарств. По мнению автора, это приводит к чрезмерной диагностике шизофрении в России.
Более позитивно развивается ситуация с диагностикой детского аутизма. Несколько лет назад Министерство здравоохранения начало кампанию по дополнительной подготовке психиатров по данному направлению, что вызвало резкий рост в диагностике – 105% за 4 года. Но диагностические тенденции в отношении других упоминаемых психических расстройств остались неизменными.
В целом результаты исследования показали, что российские психиатры очень поверхностно и нерегулярно используют диагностические рекомендации МКБ-10, что может негативно сказываться на качестве психиатрической помощи.
По мнению автора статьи, полученные результаты демонстрируют необходимость обновления и усовершенствования образовательных программ для психиатров, а также внедрения системы непрерывного медицинского образования.
Автор: Иван Мартынихин
Источник: https://www.consortium-psy.com/jour/article/view/69
Для цитирования: Martynikhin IA. The use of ICD-10 for diagnosing mental disorders in Russia, according to national statistics and a survey of psychiatrists’ experience. Consortium Psychiatricum. 2020;2(2):35-44. doi: https://doi.org/10.17816/CP69