Новости

 

Трихотилломания, экскориационное расстройство и некоторые тяжелые формы онихофагии в DSM-5 (классификации Американской психиатрической ассоциации) помещены в рубрику «Обсессивно-компульсивные и родственные расстройства». Онихофагия на данный момент является неопределенной диагностической единицей, но трихотилломания и экскориационное расстройство имеют собственные диагностические критерии, зафиксированные в последней версии руководства (как и в будущей МКБ-11). 

 

Однако у этих трёх расстройств есть общие черты: а) постоянное повторяющееся специфическое поведение (например, вырывание волос при трихотилломании, расковыривание кожи при экскориационном расстройстве или кусание ногтей при онихофагии; б) повторяющиеся попытки сгладить или устранить поведение, которое признаётся пациентом дисфункциональным; в) наличие вытекающих клинически значимых нарушений на психологическом, социальном и профессиональном уровнях. Жевание губ также рассматривается в этом спектре, но оно встречается настолько редко (исключение — генетически обусловленный синдром Лёша — Нихена), что до сих пор не проводилось рандомизированных клинических испытаний (РКИ), посвященных его медикаментозному лечению.

 

Что касается половых различий, то трихотилломания и экскориационное расстройство чаще поражают женщин, чем мужчин (3 : 1); это верно и для онихофагии, но в меньшей степени (1,5 : 1). Вышеуказанное патологическое поведение может привести к осложнениям (например, необратимому выпадению волос, необратимым поражениям кожи, таким как келоиды, стоматологическим проблемам или развитию инфекций), усугубив существующий психологический дистресс. Для лечения данных расстройств предлагаются различные вмешательства, в основном поведенческие (психотерапия, гипноз и ряд когнитивно-поведенческих методов лечения), но они показали ограниченную эффективность. С другой стороны, РКИ возможных лекарственных методов лечения немногочисленны, и в настоящее время нет ни одного препарата, одобренного FDA для терапии  трихотилломании, экскориационного расстройства и онихофагии.

 

Поскольку в патофизиологии данных расстройств участвуют взаимодействующие нейромедиаторные системы, включающие норадреналин, серотонин, дофамин, опиоидные пептиды и глутамат, ученых особенно интересуют влияющие на них медикаменты.  

 

Согласно обзору Sani G. et al, антидепрессанты группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) и кломипрамин — препараты первой линии при трихотилломании; также при данном расстройстве могут использоваться ламотриджин, оланзапин, N-ацетилцистеин, инозитол и налтрексон.  Однако все РКИ для трихотилломании были низкого качества. Более того, на момент обзора для эскориационного расстройства и онихофагии не было выявлено РКИ, оценивающих эффективность терапии. 

 

Требуется проведение новых высококачественных РКИ для идентификации наиболее эффективных препаратов для фармакотерапии расстройств обсессивно-компульсивного спектра.

 

Автор перевода: Касьянов Е. Д.

 

Редактор: Явлюхина Н. Н.

 

Источник: Sani G, Gualtieri I, Paolini M, et al. Drug Treatment of Trichotillomania (Hair-Pulling Disorder), Excoriation (Skin-picking) Disorder, and Nail-biting (Onychophagia). Curr Neuropharmacol. 2019;17(8):775-786. doi:10.2174/1570159X17666190320164223