В последние годы специалисты всё чаще сталкиваются с пациентами, демонстрирующими одновременно признаки нескольких распространённых психических расстройств: пограничного расстройства личности (ПРЛ), расстройства аутистического спектра (РАС) и расстройства дефицита внимания и гиперактивности (РДВГ). Такие пациенты оказываются в диагностическом «сером поле», испытывая хронические затруднения с самопониманием, социальной адаптацией и эмоциональной регуляцией. Для описания этой клинически значимой группы был предложен новый термин — «синдром когнитивно-аффективной диссоциации», что подчёркивает необходимость дальнейших исследований и разработки специализированных подходов к диагностике и терапии.
В программной статье Labean T. et al. впервые описали и обосновали новый трансдиагностический конструкт — синдром когнитивно-аффективной диссоциации, выделив его диагностические критерии, клинические особенности течения, возможные причины и подходы к терапии. Статья опубликована в Journal of Speculative Psychiatry.
Общие диагностические признаки
Постоянное и выраженное присутствие, как минимум, пяти (или более) из следующих симптомов в течение не менее 6 месяцев, сопровождающихся значительным субъективным дистрессом или нарушениями функционирования в социальной, профессиональной или других важных областях жизни:
- Субъективный гиперфокус на собственных психических симптомах:
Чрезмерная озабоченность собственными психологическими проблемами; регулярное самоанализирование, поиск симптомов и диагнозов, склонность обсуждать своё состояние с окружающими и онлайн, ощущение уникальности своих переживаний.
- Выраженная эмоциональная лабильность и нестабильность аффекта:
Частые и резкие изменения настроения, эмоций и переживаний в ответ на внешние или внутренние триггеры; сложности в эмоциональной регуляции, спонтанные вспышки раздражительности, гнева, тревоги или радости.
- Проблемы в поддержании и переключении внимания:
Периодически выраженные трудности концентрации, неспособность удерживать внимание на задачах, не представляющих особого личного интереса; при этом наблюдаются периодические эпизоды «гиперфокуса» на отдельных интересах, задачах или переживаниях.
- Склонность к социальной тревожности и избеганию межличностных контактов:
Значительные сложности в социальных ситуациях, сопровождающиеся ощущением неловкости, страха оценки окружающими или неверного толкования собственных поступков. Выборочное избегание общения и замыкание в себе.
- Импульсивность в поведении и принятии решений:
Частое совершение необдуманных, импульсивных действий (например, спонтанные покупки, резкие изменения планов, необоснованные изменения жизненных целей или отношений), вызывающих сложности в адаптации к повседневной жизни.
- Затруднения в восприятии социальных сигналов:
Трудности распознавания намерений, эмоций и невербальных реакций других людей; склонность воспринимать высказывания буквально или неправильно интерпретировать намерения других, что приводит к частым недопониманиям или конфликтам.
- Хроническое ощущение внутреннего беспокойства и внутренней нестабильности:
Постоянное чувство тревожности, неустойчивости и эмоционального дискомфорта без чётко определённой причины; неспособность расслабиться, тенденция испытывать внутреннее беспокойство даже в комфортных условиях.
- Склонность к повторяющимся или навязчивым формам поведения и мыслям:
Навязчивое размышление о своих личностных недостатках или социальных ошибках; компульсивное поведение, направленное на облегчение внутреннего дискомфорта (например, постоянная перепроверка действий, повторное чтение переписок, навязчивый поиск подтверждений собственной «нормальности» или «ненормальности»).
Перечисленные симптомы вызывают значительные нарушения в личностном, социальном, профессиональном или образовательном функционировании человека, существенно затрудняя повседневную адаптацию, общение с окружающими и достижение личных целей.
Описанные симптомы не должны лучше объясняться другим установленным психическим расстройством (например, шизофренией, биполярным расстройством, генерализованным тревожным расстройством, большим депрессивным расстройством и т. д.) и не связаны исключительно с физиологическими эффектами вещества или соматическим заболеванием.
Клинические особенности течения
Синдром когнитивно-аффективной диссоциации чаще всего начинает проявляться в подростковом или раннем взрослом возрасте, примерно от 14 до 25 лет, хотя первые признаки могут проявляться и ранее. Начальные симптомы зачастую возникают на фоне возрастающей социальной нагрузки (например, при переходе в старшую школу, вуз, начало трудовой деятельности), когда человек сталкивается с необходимостью интенсивного социального взаимодействия, эмоционального контроля и высокой концентрации внимания.
Течение синдрома когнитивно-аффективной диссоциации существенно зависит от внешних условий и среды, в которой находится пациент. Усиление симптомов часто связано с межличностными конфликтами, изменением привычной социальной среды, ростом профессиональных или учебных требований. Пациенты особенно чувствительны к критике, неодобрению, эмоциональному напряжению в общении и изменениям привычного распорядка дня.
Одной из наиболее выраженных особенностей расстройства является наличие циклов интенсивного когнитивного гиперфокуса и периодов выраженного дефицита внимания и отвлекаемости. Во время эпизодов гиперфокуса пациенты могут часами или днями полностью погружаться в изучение определённой темы, самонаблюдение, поиск информации о своём состоянии, забывая при этом об иных важных аспектах жизни (учёба, работа, отношения, самообслуживание). За этим следует эмоциональное и когнитивное истощение, приводящее к эпизодам повышенной отвлекаемости, невозможности сконцентрироваться, потере интереса и апатии.
Характерной особенностью является постоянная склонность пациента идентифицировать себя с различными психическими расстройствами, симптоматику которых он узнаёт в себе. Это приводит к формированию стойкой привычки к самодиагностике, особенно через интернет-источники, и провоцирует дополнительные затруднения в получении качественной профессиональной помощи.
При хроническом течении синдрома когнитивно-аффективной диссоциации пациенты имеют повышенный риск развития сопутствующих расстройств, таких как:
- генерализованное тревожное расстройство,
- расстройства адаптации,
- нарушения сна.
Эти состояния чаще всего возникают вследствие хронического стресса, социальной изоляции и эмоционального истощения, вызванных основными симптомами синдрома.
Причины развития
Синдром когнитивно-аффективной диссоциации формируется и поддерживается за счёт взаимодействия множества факторов в форме замкнутого цикла:
-
Генетическая предрасположенность и биологические изменения формируют уязвимость (в частности, могут играть роль полиморфизмы генов, кодирующих рецепторы дофамина DRD4 и DRD2).
-
Психологические факторы (негативный опыт, тревожность, перфекционизм) усиливают эмоциональную нестабильность и социальные трудности.
-
Стрессогенные внешние условия (социальное давление, информационная перегрузка) провоцируют проявление и обострение симптомов.
-
Человек начинает активно анализировать собственное состояние, фиксируется на субъективном переживании «диссоциации», замыкаясь в цикле самоанализа и самодиагностики.
-
Этот замкнутый круг самоусиливающихся симптомов приводит к хроническому течению расстройства и социальной дезадаптации.
Лечение
Подходы к лечению синдрома когнитивно-аффективной диссоциации требуют комплексного, междисциплинарного и персонализированного подхода, сочетающего психотерапевтические вмешательства, фармакотерапию и психосоциальную поддержку.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
- Направлена на преодоление когнитивных искажений и навязчивых мыслей, связанных с постоянной самодиагностикой и самоанализом.
- Помогает пациенту изменить негативные установки относительно своего состояния, снизить тревожность и повысить самоконтроль.
- Особый акцент на работу с «гиперфокусом» и обучением управлению вниманием.
Терапия, основанная на осознанности (Mindfulness-Based Therapy)
- Используется для снижения тревожности, улучшения эмоциональной стабильности и предотвращения навязчивых форм поведения и мышления.
- Пациенты обучаются «наблюдать» свои эмоции и мысли без их чрезмерного анализа, тем самым ослабляя постоянное ощущение когнитивно-аффективной диссоциации.
Тренинг социальных навыков (Social Skills Training)
- Повышает способность пациента эффективно взаимодействовать с другими людьми, распознавать социальные сигналы и избегать недопонимания.
- Обучает пациентов конструктивным формам взаимодействия и коммуникации, улучшая социальную адаптацию и снижая социальную тревожность.
Перевод: Касьянов Е. Д.
Источник: Labean T. et al. (2025). Cognitive-Affective Dissociation Disorder (CADD): Definitive proof of universal diagnosis discovered. Journal of Speculative Psychiatry, 1(4), 1–4. https://doi.org/10.401/april.fools.2025.0401