Статьи

 

Амнестический (Корсаковский) синдром – состояние при котором в клинической картине преобладает расстройство памяти на события настоящего при сохранности ее на события прошлого. Клинически данное расстройство проявляется триадой симптомов: 1) фиксационной амнезией, ретроградную амнезией (с момента развития фиксационной амнезии; 2) амнестической дезориентацией во времени и месте (из-за неспособности запомнить место пребывания и текущую дату); 3)конфабуляциями (ложные воспоминания) и псевдореминисценциями (смещение в памяти времени реальных происшествий).

 

Впервые данное состояние описал С. С. Корсаков в своей диссертационной работе «Об алкогольном параличе»:

 

Психическое расстройство (при алкогольном параличе) выражалось то в форме раздражительной слабости, то в форме спутанности, то в форме характерного расстройства памяти…Оно было в разной степени и неодинаково по своему проявлению: в некоторых случаях ограничивалось только резко выраженной раздражительной слабостью психической сферы, в других принимало характер спутанности сознания с галлюцинациями или иллюзиями, в третьих, наконец, принимало характер своеобразного ослабления умственных способностей без резко выраженной спутанности, но с особенно заметным упадком памяти

 

Синдром Корсакова зачастую является неотъемлемой частью энцефалопатии Вернике. Одним из проявлений энцефалопатии является нистагм, возникающий вследствие повреждений ствола мозга на уровне ядра отводящего и глазодвигательного нервов, что нарушает глазодвигательную функцию. Также при данном заболевании отмечается поражение мозжечка, что проявляется атаксией. При этом у пациентов зачастую отмечается спутанность сознания. Данная триада симптомов обратима, однако на фоне их регрессии на первый план может выйти фиксационная амнезия, что означает начало корсаковского синдрома

 

Некоторые авторы описывают анамнестический синдром как хроническую форму энцефалопатии Вернике. Отчасти это правда, но только в том случае если речь идет о корсаковском психозе, который является следствием алкоголизма. Корсаковский синдром же может проявляется по самым многим причинам (дефицит питательных веществ и некоторые диеты; голодание – у лиц, страдающих нервной анорексией, шизофренией, онкологическими заболеваниями в терминальной стадии, а также у военнопленных; злокачественные опухоли желудка, воспалительные заболевания кишечника; системные заболевания – злокачественные опухоли, диссеминированный туберкулез, синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), уремия, трансплантация стволовых клеток и др.).

 

Этиология и патогенез

 

Сам С. С. Корсаков считал, что основной причиной данного заболевания является расстройство ассоциативного аппарата. Процесс запоминания новой информации происходит благодаря возможности связать новую информацию с уже имеющейся посредством построения ассоциативных связей. Но что если построение этих связей неполноценно или нарушено совсем? Возможно именно это и является причиной возникновения фиксационной и ретроградной амнезии, это же объясняет сохранность памяти на события прошлого.

 

По современным представлениям в патогенезе анамнестического синдрома роль главного звена отводят витамину B1 (он же тиамин). Именно его недостаток  приводит к нарушению метаболических процессов в клетках мозга, т.к. тиамин является кофактором, который участвует в важнейших биохимических процессов. В результате этих процессов клетки мозга, посредство утилизации глюкозы, получает необходимое количество энергии в виде АТФ. Из-за недостатка энергии (при снижении концентрации тиамина) снижается активность альфа-кетоглутаратдегидрогеназы, что в свою очередь приводит к накоплению глутамата. В большом количестве данный нейромедиатор оказывает токсическое воздействие на клетки мозга.

 

Причиной синдрома Корсакова является поражение лимбической системы головного мозга, в частности так называемого «круга Пайпетца». Поражаются медиальные структуры таламуса, гиппокамп, миндалевидное тело, повреждаются связи между ними. Лимбическая система выполняет мотивационно-эмоциональную функцию, которая позволяет нам удовлетворять свои биологические потребности. Для выполнения данной функции очень важны память и эмоции. Эмоции учат нас отличать плохое от хорошего, а память оберегает нас от ошибок. Именно благодаря лимбической системе кратковременная память способна переходить в долговременную.

 

Клинические проявления

 

Чтобы лучше понимать клиническую картину корсаковского синдрома ниже буду представлены примеры двух клинических случаев, описанных британским неврологом Оливером Саксом.

 

В 1975г к доктору Саксу обратился некий Джимми Г. сорока девяти лет, с собой у него были сопроводительные бумаги, в которых врач обнаружил «загадочную запись»: «Беспомощность, слабоумие, спутанность сознания и дезориентация». Джимми поздоровался, назвал свое имя и фамилию, место рождения, год рождения, в красочных эпитетах описал свой родной город, даже нарисовал карту с указанием домов, где жила его семья. Упомянул о том, что увлекался математикой и естественными науками. С особым энтузиазмом он рассказал о своей службе во флоте. Настолько рассказ Джимми был ярким и полным мельчайших деталей, что создавалось впечатление о том, что он говорил не о далеком, хоть и очень приятном прошлом, а о событиях, которые происходят с ним прямо сейчас. Конечно же от врача не ускользнул этот переход от прошедшего времени (когда пациент рассказывал о школе) к настоящему времени (к рассказу о службе во флоте), и у него возникло подозрение:

 

– Какой сейчас год, мистер Г.?

-Ясное дело, сорок пятый, а что?

-А вам, Джимми, – сколько, стало быть, вам лет?…

-Вроде девятнадцать. В будущем году будет двадцать…

-Вот, – протянул ему зеркало.- Взгляните и скажите, что вы видите…

– Господи, что происходит? Что со мной?…Это сон, кошмар? Я сошел с ума? Это шутка?

 

Джимми был очень взволнован тем что увидел в зеркале и напуган, но он сразу забыл об этом как только врач отвлек его внимание.

 

Этот случай является ярким проявлением фиксационной и ретроградной амнезии. Причиной такого состояние, как позднее узнал доктор Сакс, оказался алкоголизм:

 

«Служба во флоте, считал брат, давала ему жизненную основу, и проблемы начались после того, как в 1965 году он списался на берег»

 

Данное проявление корсаковского синдрома подходит под одно из описаний Сергея Сергеевича, представленных выше: «…принимало характер своеобразного ослабления умственных способностей без резко выраженной спутанности, но с особенно заметным упадком памяти».

 

Джимми оказался запертым в своем собственном прошлом. Его память словно зациклилась, оказалась запертой в петле времени; новых впечатлений нет, новой информации нет и ему только и остается, что прокручивать одни и те же воспоминания снова и снова, наверное поэтому эти воспоминания отличаются такой живостью.

 

Благодаря своему прошлому Джимми все же остался полноценным человеком, болезнь не уничтожила его личность, а скорее заморозила ее. Раз постройка ассоциативных связей нарушена, Джимми пришлось найти другой путь к реальности и он нашел его:

 

«Я видел, что Джимми нашел себя и установил связь с реальностью в полноте духовного внимания и акта веры»

 

Другой же случай сильно отличается от описанного выше. В этот раз в анамнестическом синдроме будет преобладатьспутанность сознания, говорить о каком-то конкретном виде амнезии будет трудно, потому что, как пишет Оливер Сакс, «память… полностью разрушена».

 

Мистер Томпсон, пациент доктора Сакса, при встречи, совершенно не узнает лечащего врача, он приписывает доктору Саксу множество личностей, но так и не вспоминает его. Он также совершенно не ориентируется ни в пространстве, ни во времени:

 

«В течение пяти минут мистер Томпсон принимает меня за дюжину разных людей. Догадки сменяются гипотезами, гипотезы – уверенностью, и все это молниеносно, без единой заминки, без малейшего колебания. Он не имеет никакого представления о том, кто я, не знает даже, кто он сам и где находится. Тот факт, что он бывший бакалейщик с тяжелым синдромом Корсакова и содержится в неврологическом учреждении, ему не доступен»

 

У мистера Томпсона в отличии от Джимми нет никаких четких воспоминаний, его память не фиксирует настоящее и прошлого, за которое он мог бы ухватиться, у него нет. Лишенный свое собственной истории он словно компенсирует это своим «отчаянным многословием». Его рассказы всегда отличаются яркостью и живостью, однако в них ни слова правды: вымышленные люди, места, события (конфабуляция)

 

«Он никогда не останавливается,… будто гонится за чем-то и не может догнать». Эта фраза довольно точно описывает состояние мистера Томпсона.

 

Его истории помогают ему представить себя кем-то, ощутить себя цельной личностью, он как актер, который никак не может перестать играть и меняет роли одну за другой. Мистер  Томпсону ничего не остаются, кроме как гнаться за самим собой.

 

Восстановление функций памяти

 

Хочется упомянуть также, что синдром Корсакова не является не излечимым заболеванием, есть много описанных случаев выздоровления. Процесс выздоровления тоже не лишен интересных аспектов. С началом расстройства описывается полное поражение памяти, однако в процессе выздоровления отмечается, что память восстанавливается неравномерно. Дольше всего восстанавливается способность запоминать время. Эти пациенты уже запоминают лица, беседы, места, но они не могут запомнить, что, когда произошло, последовательность событий. Также Корсаков писал, что в процессе выздоровления пациенты вспоминали события, произошедшие во время болезни, те самые события, которые не фиксировались в памяти. Он считал, что дело в так называемых «следах впечатлений»:

 

«Прежде всего, поражает то, что хотя больной нисколько не осознает, что у него остались следы впечатлений, которые он получает, но все-таки следы эти остаются и так или иначе влияют на ход представлений, хотя и в бессознательной умственной деятельности»

 

Например, как описывает Корсаков, приходишь к больному первый раз, он подает руку, здоровается, затем уходишь на две минуты, возвращается, а больной уже не здоровается, хотя утверждает, что видит тебя в первый раз. Очевидно подобные случаи являются примером имплицитной (скрытой) памяти. Можно провести аналогию с интуицией. Мозг человека воспринимает огромное количество самой разной информации и не все они достигают нашего сознания, однако некоторые из них все-же запоминаются, и определенные ассоциации способны вырвать эти воспоминания из глубин информации, когда это происходит, мы говорим об интуиции. У больных синдромом Корсакова, как уже говорилось выше, не строятся ассоциативные связи, поэтому ничто не может «разбудить» эти воспоминания. Однако у многих пациентов с фиксационной и ретроградной амнезией остается нетронутой эмоциональная память. Они не запоминают людей, с которым встречаются далеко не в первый раз, но они вспоминают, какое впечатление те на них оказали. При встрече с одними и теми же людьми у них сразу формируется симпатия к одним и антипатия к другим. Возможно именно благодаря сохранности эмоциональной памяти у больных корсаковским синдромом есть шанс на выздоровление и возможность вернуться в реальность.

 

Подготовила: Аширова В.Г.

 

Источники: 

 

1) С.С. Корсаков «Общая психопатология» – изд. Бином, 2003, с. 480
2) Оливер Сакс «Человек, принявший жену за шляпу» – изд. АСТ, 2015, с. 352
3) Т.Б. Дмитриева, В.Н. Краснов, Н.Г. Незнанов, В.Я. Семке, А.С. Тиганов « Психиатрия: национальное руководство» – изд. ГЭОТАР-Медиа, 2009, с. 1000
4) Wernicke-Korsakoff Syndrome – Glen L Xiong, MD; Chief Editor: David Bienenfeld, MD; Department of Psychiatry and Behavioral Sciences, Department of Internal Medicine, University of California, Davis, School of Medicine, Sacramento County Mental Health Treatment Center (Updated: Apr 18, 2016).
5) Е.Д. Хомская «Нейропсихология» – изд. Питер, 2005, с. 496
6) В.В. Шульговский «Основы нейрофизиологии» – изд.Аспект Пресс, 2000, с. 2777) А.А. Скоромец, А.П. Скоромец, Т.А. Скоромец «Нервные болезни» – изд. МЕДпресс-информ, 2010, с. 560