Статьи

 

С целью прослеживания связи между предменструальным дисфорическим расстройством (ПМДР) и суицидальным поведением Haohao Yan et al. провели метаанализ исследований из различных электронных баз данных. Выяснилось, что наличие ПМДР ассоциировано с большим риском попытки суицида, а также его планирования. 

 

Проблема суицида носит глобальный характер. В Европе в 2016 г. суицид занял 18-е место среди причин смерти во всех возрастных категориях. Около 800 000 человек погибает от суицида за год это 1 человек каждые 40 секунд. На каждую такую смерть приходится более 20 суицидальных попыток. Многие психические расстройства (депрессия, тревога, ПТСР, ОКР, шизофрения) выступают факторами риска суицида. 

 

Диагноз ПМДР, специфичного для женщин расстройства, был официально утвержден в DSM-5. ПМДР преимущественно характеризуется изменениями настроения (его перепадами, тревогой, депрессией, раздражительностью) и другими симптомами (нарушениями сна, метеоризмом, головной болью, изменением аппетита, масталгией) в последнюю неделю лютеиновой фазы. Признаки ПМДР обычно проявляются через несколько дней после начала фолликулярной фазы и отсутствуют после менструации. Их выраженность влияет на способность поддерживать привычный ритм жизни, учиться и работать. 

 

ПМДР отмечается у 38% женщин. Характерен высокий уровень коморбидности только у 26,5% пациенток с ПМДР отсутствуют другие психические расстройства. 

 

Этиология ПМДР в настоящее время не определена. Тем не менее можно выделить несколько групп факторов риска, которые, в свою очередь, пересекаются с факторами риска суицидального поведения. Так, по сравнению со здоровой группой большое число женщин с ПМДР ранее подвергались сексуализированному, физическому и эмоциональному насилию. Наблюдается ассоциация с гневливостью, нейротизмом, импульсивностью, а также импульсивно-агрессивным поведением. Для патогенеза также имеют значение циклические изменения уровней эстрогена и прогестерона; их влияние на ГАМК-, серотониновую, дофаминовую и ренин-ангиотензин-альдостероновую системы. Результаты нейровизуализации указывают на изменения в объеме серого вещества и метаболизме лимбической и островковой коры, системах серотонинергической и ГАМК-ергической передачи при ПМДР. 

 

Для поиска статей использовались ресурсы Scopus, Embase, PubMed и Web of Science. Критерием включения в метаанализ было наличие данных об отношении шансов, относительного риска и отношения распространенности или возможность их расчета для выявления связи между суицидальностью и ПМДР. В итоге было отобрано 6 статей, опубликованных до 15 ноября 2020 г., с общим количеством обследуемых в 8 532 женщины. 

 

Согласно результатам метаанализа, ПМДР ассоциировано с повышенным риском возникновения суицидальных мыслей и попыток суицида, а также с планированием суицида. Тем не менее при учете исследований с большей выборкой ПМДР не выступало значимым фактором риска попытки суицида. У женщин с ПМДР также были отмечены пониженный уровень сывороточного серотонина (что связано с суицидальностью) и сниженная резорбция серотонина с тромбоцитами. 

 

Таким образом, этиология ПМДР на данный момент ясна не до конца. Тем не менее клиницистам стоит иметь в виду повышенный риск суицидального поведения у пациенток с ПМДР и отслеживать тревожные знаки. 

 

Автор перевода: Горбунова Е. В. 

 

Редактура: Явлюхина Н. Н. 

 

Источник: Haohao Yan, Yudan Ding, Wenbin Guo. Suicidality in patients with premenstrual dysphoric disorder A systematic review and meta-analysis. Journal of Affective Disorders. 

 

https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34488087/