Новости

 

Пожилые люди особенно уязвимы для COVID-19 и с точки зрения риска тяжелого течения болезни, и с точки зрения ее долгосрочных последствий. Среди таких последствий могут быть и нейропсихиатрические. Некоторые исследователи полагают, что SARS-CoV-2 способен проникать через гематоэнцефалический барьер и вызывать изменения морфологии головного мозга.

 

Группа российских ученых из ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница 1 им. Н. А. Алексеева» совместно со специалистами из Сколковского института науки и технологий (Сколтех) провела исследование в рамках междисциплинарного проекта о влиянии пандемии COVID-19 на психическое здоровье пожилых людей. В работе приняли участие врачи и ученые Тимур Сюняков, Максим Шараев, Виктор Савилов, Ольга Карпенко, Марат Курмышев, Вячеслав Яркин, Вадим Ушаков, Александр Бибяев, Кристина Соловьева и Алиса Андрющенко. Их целью было сравнить региональные объемы мозга у пациентов пожилого возраста, перенесших и не перенесших коронавирусную инфекцию, и выяснить, есть ли специфические изменения мозга у тех, кто переболел COVID-19, в сравнении с теми, кто не болел.

 

Для этого в Психиатрической клинической больнице 1 им. Н. А. Алексеева было выполнено МРТ-обследование с последующей компьютерной сегментацией изображений и количественным анализом морфометрических данных. Для участия в исследовании были выбраны пожилые люди старше 65 лет, обратившиеся в Клинику памяти в Москве. У 44 из 207 участников в анамнезе был COVID-19, при этом только 4 участника были в связи с этим госпитализированы. Помимо простого сравнения групп, данные МРТ-сканирования были дополнительно проверены с помощью метода «случай контроль». При этом участники были сопоставлены по полу, возрасту и распространенным соматическим причинам структурных изменений головного мозга. Лица с противопоказаниями к проведению МРТ-обследования, лица с деменцией, болезнью Паркинсона, болезнью Хантингтона, психотическими или иными серьезными психиатрическими расстройствами, а также лица с тяжелыми хроническими заболеваниями, влияющими на когнитивные функции, не вошли в число испытуемых.

 

При сравнении обнаружились статистически значимые различия объемов левого миндалевидного тела (медиана 1199.3 мм3 у COVID+ vs 1263.7 мм3 у COVID-, U = 1839.0, p = 0,044, тест Манна Уитни) и правой постцентральной извилины (медиана 8055.5 мм3 у COVID+ vs 8434.0 мм3 у COVID-, U = 1821.5, p = 0,045, тест Манна Уитни). Однако в ходе анализа методом «случай контроль» статически значимых различий между перенесшими и не перенесшими COVID-19 участниками выявлено не было.

 

Авторы считают, что дальнейшее, более полное и объемное исследование поможет пролить свет на связь между изменениями морфологии головного мозга и тяжестью течения COVID-19.

 

Авторы: Т. Сюняков, М. Шараев, В. Савилов, О. Карпенко, М. Курмышев, В. Яркин, В. Ушаков, А. Бибяев, К. Соловьева, А. Андрющенко.

 

Редактура: Явлюхина Н. Н.

 

Источник: https://consortium-psy.com/jour/article/view/145

 

Для цитирования: Syunyakov TS, Sharaev MG, Savilov VB, Karpenko OA, Kurmyshev MV, Yarkin VE, Ushakov VL, Bibyaev AN, Soloviova KP, Andruschenko AV. A comparison of regional brain volumes in older adults with and without history of COVID-19. Consortium Psychiatricum 2022;3(1):76–87. doi: https://doi.org/10.17816/CP145