Новости

 

В мае 2022 г. журнал European Neuropsychopharmacology опубликовал исследование, изучающее, как на настроение лиц с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) влияет физическая активность. Авторы обнаружили, что она действительно улучшает настроение, но это касается в основном пациентов с СДВГ с одинаковым уровнем гиперактивности и снижения внимания. Изменения настроения оказались более значимыми для положительного аффекта. 

 

СДВГ встречается у 3–5% детей в популяции. Примерно у половины из них симптомы сохраняются и во взрослом возрасте. Помимо гиперактивности, невнимательности и импульсивности у детей с СДВГ могут наблюдаться эмоциональная лабильность и снижение настроения. Существуют небольшие исследования, обнаруживающие связь между настроением и физической активностью: оказалось, что она улучшает настроение и работу управляющих функций у детей с симптомами СДВГ. По сравнению с требованиями вести себя спокойно, занятия физической активностью в классе больше способствовали снижению угрюмости. Исследования с дизайном «случай контроль» выявляли однонаправленную связь между физическими занятиями и настроением и двунаправленную связь между физическими занятиями, уровнем энергии и длительностью сна. 

 

В мае 2022 г. журнал European Neuropsychopharmacology опубликовал исследование, проведённое Elena D. Koch et al., где оценивалась эффективность физической нагрузки у детей с СДВГ и в группе контроля. Авторы предположили, что нагрузка будет улучшать аффективный фон скорее в группе СДВГ, чем в контрольной.

 

В исследовании участвовали 185 человек в возрасте от 14 до 40 лет: 48 имели СДВГ с преимущественным нарушением внимания, 95 СДВГ с нарушением внимания и гиперактивностью; 42 человека представляли группу контроля. Физическая активность измерялась в течение 24 часов на протяжении 4 дней с помощью специальных браслетов. Программа на смартфонах периодически присылала респондентам вопросы об их эмоциональном состоянии, и формировался так называемый электронный дневник. 

 

Выяснилось, что влияние физической активности варьируется в зависимости от того, к какой из трех групп принадлежит респондент, и что за 10 минут интенсивной тренировки положительный эффект от нагрузки возрастал. Так, 10-минутная ходьба перед измерением настроения повышала его на 3,2 пункта в группе СДВГ с нарушением внимания и гиперактивностью. Вообще, в этой группе физическая активность оказывала наибольшее влияние. Меньшее влияние отмечалось в группе СДВГ с преимущественным нарушением внимания и в контрольной. Таким образом, авторы заключают, что физическая нагрузка более эффективна для лиц с СДВГ, чем для группы контроля. 

 

Был обнаружено статистически малозначимое влияние физической нагрузки на негативное настроение. Тем не менее авторы обратили на эту связь внимание. Они установили, что результат различался в зависимости от группы. Так, негативное настроение чаще сохраняется после физической нагрузки в группе СДВГ с преимущественным нарушением внимания. Данная тенденция была слабее в группе смешанного СДВГ. Существенной разницы между группой СДВГ с преимущественным нарушением внимания и контрольной группой выявлено не было. 

 

Результаты исследования подтверждают выводы предыдущих экспериментов. Так, ранее обнаруживалось, что введение физических упражнений в распорядок дня подростков улучшает их настроение. Кроме того, физическая нагрузка снижала угрюмость у детей с риском СДВГ по сравнению с контрольной группой. Однако некоторые работы с использованием метода амбулаторной оценки состояния пациента показали, что физическая активность влияет на детей с СДВГ меньше, чем на условно здоровых. 

 

Практически полное отсутствие влияния физической нагрузки на негативное настроение в группе СДВГ с преимущественным нарушением внимания и в группе контроля авторы объяснили тем, что респонденты, возможно, имели незначительно измененный фон настроения, который кардинально улучшить сложно. Ранее исследования с использованием акселерометра и электронных дневников также демонстрировали, что физическая активность больше способствует росту позитивного аффекта, чем снижению негативного.

 

Настоящее исследование имело ограничения: авторы не учитывали коморбидные психические расстройства, а также вид физической активности (случайная активность, специальные упражнения, какой-либо спорт). 

 

Таким образом, поскольку улучшение сопутствующих симптомов благоприятно влияет на исход СДВГ, улучшение аффекта может способствовать снижению другой связанной с СДВГ симптоматики. Является ли эта специфически выраженная связь механизмом, усугубляющим гиперактивность, необходимо выяснить в будущих исследованиях.

 

Автор перевода: Вирт К. О.

 

Редактура: Явлюхина Н. Н. 

 

Источник: Elena D. Koch et al. The dynamical association between physical activity and affect in the daily life of individuals with ADHD. European Neuropsychopharmacology. 

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0924977X22001183